Искусство и изменение климата: 10 современных художников

Искусство и изменение климата: 10 современных художников

Эдвард Буртинский. Wushan #1, Yangtze River, China, 2002. Phillips

Мир природы был источником вдохновения с незапамятных времен. Он связывает воедино доисторические наскальные рисунки, великую волну Хокусая и инсталляции Христо. Однако, когда в мире меняется климат, вспыхивают лесные пожары, повышается уровень океана и разрушаются целые экосистемы, художники становятся в авангарде устойчивого развития. Теперь, цветы Джорджии О'Киф или нетронутая пустыня Томаса Коула находят иной отклик.


По теме: Тренды 2020: новый примитивизм, биофилия и нунчи

Размышляя о новых экологических катастрофах и опасностях, многие современные художники стали активистами, используя свои работы в качестве высказываний о более устойчивом будущем. Называем 10 героев которые много размышляют о перспективах Земли.

Олафур ЭлиассонUntitled (Iceland Series), 1995. Phillips

Олафур Элиассон 

День Земли в 2020 году Олафур Элиассон отметил произведением «Перспективы Земли» — работа рассматривает новые перспективы всего живого — растений, животных и других природных элементов в контексте глобального потепления. Чтобы проиллюстрировать важность личного опыта, он начал с инсталляции Ice Watch в 2014. В ней датско-исландский художник и команда геологов доставили 12 блоков тающего ледникового льда на парижскую конференцию по изменению климата. «Ледяной дозор» 2018 года стал продолжением идеи Элиассона о том, что искусство создает пространство, в котором мы можем получить как индивидуальный, так и коллективный опыт. Выступление Олафура на саммите ООН по изменению климата в 2019 году убедительно продемонстрировало способность искусства формулировать эмоциональные, интуитивные реакции — то, что не делает статистика. В дополнение к своей творческой практике, Элиассон также основал компанию по разработкам в области солнечной энергии Little Sun с инженером Фредериком Оттесеном. Их миссия состоит в том, чтобы заменить источники энергии из ископаемого топлива и повысить осведомленность о доступной энергии.

Олафур ЭлиассонUntitled (from Iceland), 1998. Sotheby's

Olafur Eliasson. Fault Series, 2001. Sotheby’s: Contemporary Art Day Auction 
Олафур ЭлиассонThe large Iceland series, 2012. Tanya Bonakdar Gallery 
Олафур ЭлиассонEmerging Dalatangi–Kambanes, 2013. i8 Gallery 
Олафур ЭлиассонEmerging Hunaflói (Skagastrand–Bugt), 2013. i8 Gallery 

Мэри Маттингли

Сфера Мэри Мaттингли (Mary Mattingly) — экспансивная фотография, скульптура, инсталляции. Она, пожалуй, наиболее известна благодаря своему Swale, огороду, проплывшему на барже в Нью-Йорке в 2016 году. Художественное произведение предлагало выращивать собственные продукты и заниматься городским фермерством. Разместив Swale на воде, Мaттингли смогла оригинально обойти закон Нью-Йорка, который запрещает выращивать или собирать еду на общественных землях. «Я выросла в сельскохозяйственном городке за пределами Нью-Йорка, где питьевая вода была загрязнена. Это сформировало мое понимание чистой воды как все более редкого ресурса, который необходимо защищать». Проект набрал такие обороты, что менее чем через год после его запуска власти Нью-Йорка открыли огород на бывшем бетонном заводе в Бронксе. В настоящее время эта инициатива рассматривается в качестве экспериментальной программы, и впервые за 100 лет в нью-йоркских парках люди могут «добывать себе пищу». Cамый последний проект художницы, «Экотопическая библиотека» (2020), призывает людей во всем мире внести свой вклад в коллективный инструментарий, который поможет создать лучшее будущее.

Мэри Маттингли. WetLand, 2014. Parrish Art Museum

Мэри Маттингли. Mono Lake, 2008. Robert Mann Gallery

Мэри МаттинглиFilling Double Negative (in collaboration with Greg Lundquist), 2013. Robert Mann Gallery
Мэри МаттинглиThe Furies (Titian, again), 2013. Robert Mann Gallery 
Мэри МаттинглиMicrosphere, 2012. Robert Mann Gallery 
Мэри Маттингли. Life of Objects, 2013. Robert Mann Gallery
Мэри МаттинглиNavel of the Moon, 2008.  Light Work
Мэри МаттинглиHolding Not Having (After Robin Messing), 2018. Robert Mann Gallery

Джон Акомфра

Джон Акомфра работы фото

Фильм британского художника и кинематографиста Джона Акомфры (John Akomfrah) Purple, 2017, по праву считается самой амбициозной его работой. Иммерсивная шестиканальная видеоинсталляция, снятая в 10 странах, исследует взаимосвязанные последствия изменения климата в глобальном масштабе. «На дворе не XVIII-й век — не безграничные пейзажи и пространство, которые можно тратить впустую, сметая все на пути». «Реакция цветного на антропоцен», Purple стал продолжением исследований Джона о том,  как колониализм связан с естественной историей. «Изменение климата… это не просто белая европейская рефлексия, хотя часто так представляется, — пояснил Акомфра в интервью The Guardian в 2017. — Когда я стою на улице в Аккре, я чувствую, что это город, который буквально кипит. Он намного жарче, чем в 1960-х или даже в 1980-х. Нам нужно начать смотреть на изменение климата совершенно по-разному, а не только как на часть повествования о прогрессе западного общества». Purple дебютировал в лондонском «Барбикане», посетил ICA в Бостоне и выставку «Грядущий мир: экология как новая политика 2030–2100» в московском «Гараже» в 2019 году. 

Джон Акомфра. Peripeteia, 2012. Lisson Gallery

Джон АкомфраUntitled, 2016.  Acria Benefit Auction
Джон АкомфраUntitled, 2016. Lisson Gallery

Джон АкомфраAuto Da Fé, 2016. Lisson Gallery

Агнес Денес

Чудесная способность Агнес Денес (Agnes Denes) синтезировать науку, философию, лингвистику, экологию и психологию в единое целое — сквозная линия во всей ее работе. Денес называет это «эко-логикой». В  2015 году журнал Interview спросил американскую художницу, изменились ли ее опасения по поводу окружающей среды. «Нет, — ответила она. — Просто то, о чем я говорила 40 лет назад, стало реальностью». Один из первых пионеров экологического искусства, Денес (р. 1931) уже более полувека предупреждает нас о наших неустойчивых отношениях с планетой. Недавняя ретроспектива в The Shed стала тому подтверждением. Ярчайшим примером творчества Денес — ее произведение 1982 года «Уитфилд – конфронтация». Чтобы реализовать эту работу, Денес расчистила два акра земли на Манхэттене, пригнала 200 грузовиков с землей и вручную засеяла пшеничное поле. По мере роста урожая янтарные волны пастырского зерна увеличивали зрелищный контраст с лабиринтом финансового квартала. После четырех изнурительных месяцев (Денес вспоминает, что ее чуть не убили), пшеница была собрана. Урожай был отправлен в 28 городов по всему миру и дал название выставке «Международная выставка искусства ради окончания всемирного голода». Зрителям предлагалось взять семена и посадить их. 

Агнес Денес. Wheatfield – A Confrontation, 1982, Battery Park Landfill, Downtown Manhattan.

Агнес ДенесIsometric Systems in Isotropic Space - Map Projections: The Snail, 1978. Leslie Tonkonow Artworks + Projects
Агнес ДенесMap Projection: The Snail, 1978. Pace Prints
Агнес ДенесProbability Pyramid I, 1978. Pace Prints
Агнес ДенесUntitled 3, 1994. Hieronymus

Томас Сарацено 

Томас Сарацено  работы фото

Аргентинский художник Томас Сарацено изобретает способы, как мы могли бы лучше жить и адаптироваться к измененному климату. Подобно Денес, практика Сарацено представляет собой поэтическую алхимию дисциплин, включая искусство, науку и социологию. Его величайшая муза — паук; запутанные, но логические сети составляют основу практики Сарацено. Помимо арахнофилии, художник увлекается полетами. «Как мы можем найти способ подняться без какого-либо насилия над землей?» За последнее десятилетие Сарацено развил то, что он называет «взаимодействием с атмосферой» в рамках проекта «Аэроцен» (с 2015 года). Это международное междисциплинарное сообщество объединяет утопическая концепция жизни в атмосфере, свободной от границ, и путешествий без ископаемого топлива или выбросов. Благодаря этому коллективу Сарацено создал изготовленные из переработанных пластиковых пакетов плавучие музеи, работающие на солнечной энергии (Museo Aero Solar, 2007), а в 2015 году группа установила мировой рекорд по самому длительному полету, использовавшему солнечную энергию. Экспансивное творчество Сарацено включает в себя сотрудничество с научными учреждениями, такими как MIT и Лондонский музей естественной истории. В 2019 году Сарацено стал одним из шести художников, уполномоченных штатом Калифорния создать крупнейшую в мире постоянную инсталляцию, посвященную изменению климата. Ее планируется открыть в конце 2021 года.

Tomás Saraceno. Mini Iridescent Cloud, 2018. Andersen's

Tomás SaracenoConnectome, 2013. Phillips
Tomás SaracenoM102/W+W, 2014. Phillips 

Tomás SaracenoBiosphere 06, 2009. Tanya Bonakdar Gallery 

Эллисон Дженей Гамильтон

Афроамериканка Эллисон Дженей Гамильтон (Allison Janae Hamilton) дает понять, что когда дело доходит до стихийного бедствия, цветные всегда находятся на переднем крае. Ее работа под названием «Люди плакали во время шторма» (2018) рассказывает о тысячах рабочих-мигрантов, убитых и похороненных в братских могилах после двух исторических штормов — Великого урагана в Майами в 1926 году и урагана в Окичоби 1928. Гамильтон проливает свет на то, что бедствия, связанные с климатом, часто выявляют существующее социальное неравенство. В стиле, который описан как «готика Юга»,  Гамильтон использует народные придания, обереги и крестьянские орнаменты, афроамериканскую письменность и баптистские гимны. В декабре 2019 года Гамильтон в интервью artnet сказала что «окружающая среда — это история людей и жизненного опыта; не только наука. Очень важно посмотреть, кто наиболее уязвим во времена,  когда стихийные бедствия, такие как ураганы и другие явления, становятся все более и более интенсивными.»

Allison Janae Hamilton. PorchWait, 2014. Children's Museum of the Arts Benefit Auction

Allison Janae Hamilton. Three girls in sabal palm forest III, 2019. Marianne Boesky Gallery
Allison Janae Hamilton. Floridawater IV, 2019. Marianne Boesky Gallery 
Allison Janae Hamilton. Blackwater Creature II, 2019. Marianne Boesky Gallery
Allison Janae Hamilton. Brecencia and Pheasant II, 2018. MASS MoCA 

Эвард Буртинский

С 1980-х годов канадский фотограф Эдвард Буртинский делает аэрофотоснимки, демонстрирующие масштабное влияние человеческой деятельности на ландшафты Земли. В экспедиции 2010 года, задокументировавшей сельскохозяйственные поля в Испании, он наблюдал такую абстрактную топографию, которая напомнила ему «Гернику» Пабло Пикассо. Подобно шедевру Пикассо 1937 года, захватывающие крупномасштабные изображения Земли, покрытой шрамами, внушают благоговение и страх. Такой взгляд сверху и осмысление процессов на макроуровне в корне меняет наше восприятие роли таких отраслей, как сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность и урбанизация. В последние годы Буртинский сотрудничал с режиссерами Николя де Пенсьером и Дженнифер Байчвал для создания междисциплинарной группы и проекта «Антропоцен». Эта инициатива направлена ​​на изучение воздействия человечества на планету с помощью искусства, кино, виртуальной реальности, дополненной реальности и научных исследований. В 2018 году они выпустили документальный фильм «Антропоцен: эпоха человека».

Edward Burtynsky. Salinas #2, Cadiz, Spain, 2013. Flowers

Edward Burtynsky. Oil Spill #10, Oil Slick, Gulf of Mexico, 2010.  Howard Greenberg Gallery
Edward Burtynsky. Tyrone Mine #3, Silver City, New Mexico, USA, 2012. Robert Koch Gallery 
Edward Burtynsky. Chino Mine #5, Silver City, New Mexico, USA, 2012. Robert Koch Gallery
Edward Burtynsky. Dryland Farming #24, Monegros County, Aragon, 2010. Flowers
Edward Burtynsky. Rice Terraces #2, Western Yunnan Province, China, 2012. Phillips 
Edward Burtynsky. ay of Cadiz, 2013. Flowers

Мел Чин

Как и у многих художников, у Мела Чина (Mel Chin) есть концептуальная практика, которая, кажется, не знает границ. Его самая ранняя экологическая работа — это Revival Field, проект, начатый в 1991 году. В нем Чин использует растения для извлечения тяжелых металлов из загрязненной почвы на участке в Сент-Поле, Миннесота. Разработанная в сотрудничестве с бывшим старшим научным агрономом Министерства сельского хозяйства США доктором Руфусом Чейни, художечтвенная работа Revival Field помогла внедрить и утвердить практику «зеленого восстановления» — целостного подхода, обеспечивающего максимально устойчивые экологические решения для использования промышленных отходов. Другой текущий проект, Operation Paydirt (с 2006), предлагает членам сообщества выразить и реализовать будущее, свободное от отравления свинцом. Рисуя свои собственные версии стодолларовых купюр — то, что Чин называет «сотенные»,  граждане отстаивают ценность своего голоса, когда дело доходит до их местного окружения. Между тем, в его последнем проекте Unmoored (2018) использовалась дополненная реальность, позволяющая наглядно представить, как может выглядеть Таймс-сквер в случае продолжения глобального потепления. Плавающая среди огромного планктона под навесом лодок, инсталляция спрашивает свою аудиторию: «Как вы подниметесь?»

Мел Чин. Revival Field plant and field Study (aka Carulescens Cross), 2015. Park Place Gallery
Мел Чинn. The Other Garden, 2016. Thomas Rehbein Galerie
Мел ЧинSelf-Portrait (Bison and Hare), 1996. Contemporary Arts Museum Houston 
Мел ЧинSignal , 1997. Queens Museum 
Мел ЧинRevival Field (Diorama), 2013. Queens Museum
Мел Чин. Safe, 2005. Queens Museum

Дэвид Бакленд

Потратив большую часть своей карьеры на документирование увеличившихся последствий изменения климата, британский художник и режиссер Дэвид Бакленд (David Buckland) понял, что творческое сообщество должно объединиться, чтобы отреагировать. И вот, в 2001 году он основал Cape Farewell, международную некоммерческую организацию творческих работников, ученых и активистов, чтобы генерировать и вдохновлять идеи для более устойчивого общества. Ассоциация организует экспедиции, которые приглашают художников и ученых к сотрудничеству по экологическим проектам от тропических лесов Анд до холодных берегов Шпицбергена. В 2008 году некоммерческая организация привезла в Арктику Лори Андерсон, Рюити Сакамото, Софи Калль и 41 других участников, чтобы позволить им лично наблюдать за исчезновением ледников. В 2015 году некоммерческая организация запустила проект ArtCOP21 —  «глобальный фестиваль культурных деятелей по изменению климата», инициатива включала более 550 мероприятий, которые прошли по всему Парижу и в 54 других городах мира. С помощью инсталляций, выставок, концертов ArtCOP21 предоставил зрителям уникальную возможность участвовать в обсуждении климата через культуру. 

Дэвид БаклендIce Texts, 2005-2010. Ice Laboratory 

Цай Гоцян

Увлеченный деконструкцией, китайский художник Цай Гоцян (Cai Guo-Qiang) посвятил целую выставку 2014 года на Шанхайской электростанции разрушению окружающей среды в Китае. «В древние времена люди больше уважали окружающую среду, — сказал Цай в интервью The Guardian. — Проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас, являются признаком того времени, когда люди стали более агрессивными и материалистичными и эксплуатируют природные ресурсы, чтобы зарабатывать деньги ради личной наживы». Выставка «Девятый вал» была названа в честь картины Ивана Айвазовского, изображающей корабль во власти бурного моря. В своей работе Цай иллюстрирует обратную динамику силы. Сильный образ, созданный Цаем, — полуразрушенное рыбацкое судно, заваленное скульптурами вымирающих видов животных. Это болезненное воссоздание Ноева ковчега было частично вдохновлено шокирующим инцидентом 2013 года, когда 16 000 мертвых свиней были найдены на реке Хуанпу в Шанхае. Свиньи были сброшены в реку фермерами в провинции Чжэцзян, расположенной вверх по течению.

Цай Гоцян. Fallen Blossoms: Explosion Project, 2009. Cai Studio

Цай Гоцян. Installation process of The Ninth Wave, Shanghai, China, 2014. Cai Studio
Цай Гоцян. Black Rainbow: Explosion Project for Valencia, 2005. Cai Studio
Цай Гоцян. Heritage, 2013. Cai Studio
Цай Гоцян Head On, 2006. Cai Studio