Гоген в Национальной галерее Лондона

Гоген в Национальной галерее Лондона

Около полусотни произведений Поля Гогена (1848-1903) дарят британской публике новый взгляд на творчество выдающегося французского художника. Национальная галерея в Лондоне показывает Гогена-портретиста.

Удивительно, но это первая крупная выставка, посвященная портретной живописи Поля Гогена. Работы маслом, на бумаге и скульптуры — от самых ранних и до поздних, полинезийского периода — собраны из разных музеев и частных коллекций.

Поль Гоген, Автопортрет с желтым Христом, 1890/91. © National Gallery

Кристофер Риопелле, куратор Национальной галереи, считает, что Гоген радикально расширил рамки портрета, частично благодаря смешиванию аспектов традиционной западной живописи с очевидными влияниями местной полинезийской культуры. Но с ним сегодня согласны не все.

Поль Гоген. Портрет мадам Рулан. 1888. Saint Louis Art Museum. © Saint Louis Art Museum

Слепота художника по отношению к некоторым собственным ошибкам, нарциссизм, внутренняя завышенная самооценка и его расистские жесты стали широко осуждаться на фоне нынешней выставки в Лондоне. Гогена в 2019 году обвиняют в том, что он просто грабил традиции других культур ради «экзотических» образов. Ради того, чтобы сделать свои картины более понятными и привлекательными для богатых парижан.

Поль Гоген. Женщина с манго. 1892. © Baltimore Museum of Art

Фон на самых известных портретах — тропические острова Тихого океана. Персонажи женственны, чувственны, предлагают спелые фрукты и носят цветочные гирлянды. Цвета яркие: тропический желтый, ярко-розовый, манговый и кобальтово-синий.

Поль Гоген. Варварские сказски.1902. © Museum Folkwang Essen/ARTOTHEK

Портреты Гогена с Таити, а затем с Маркизских островов, долго вызывали споры: хотя в его цвете и композициях есть что-то пьянящее и безмятежное, произведения, по мнению сегодняшних критиков, также воплощают грубую колониальную позицию. Гоген играл быстро и свободно мистическими образами: на его картинах иероглифы часто бессмысленны, а божества скопированы  с фотографий статуй индонезийских богов.

Поль Гоген, Marahi Metua no Tehamana. У Техаманы было много предков, 1893. © The Art Institute of Chicago.

Искусствовед Алистер Сук использовал выставку как возможность назвать Гогена «Харви Вайнштейном XIX века» (история обвинений в сексуальных домогательствах в адрес американского кинопродюсера породила так называемый эффект Вайнштейна, когда аналогичным обвинениям подверглись многие знаменитости).

Поль Гоген, Автопортрет. 1888. © Board of Trustees, National Gallery of Art, Washington, DC

Впервые Гоген отправился на Таити в 1891 году, бросив свою семью и вступив в сексуальные отношения с девушками, которым, как он утверждал, было всего 13. Эта первая поездка Гогена в тогдашнюю Французскую Полинезию частично финансировалась правительством. Идея была в том, чтобы художник запечатлел местные обычаи и достопримечательности на своих картинах и доложил об этом родине.

Поль Гоген. Христос в оливковой роще. 1889. Norton Museum of Art © Norton Museum of Art

Жанр автопортрета, которым художник занимался всю жизнь, Поль Гоген довел до крайности. В «Автопортрете с Желтым Христом» (1890/1891) он создает своего рода тройной автопортрет, рисуя себя перед собственной работой 1886 года «Желтый Христос» (в которой распятый Христос имеет черты Гогена) и антропоморфный горшок по собственному образу.

Поль Гоген, Портрет художника с идолом. 1893. Collection of the McNay Art Museum Bequest of Marion Koogler McNay 1950.46 © McNay Art Museum, San Antonio

В конце жизни в письме бельгийскому поэту-символисту Андре Фонтейну Поль Гоген описал процесс создания картины. «Мои глаза закрываются и я, непонимающий, вижу сон в бесконечном пространстве, которое неуловимо простирается передо мной». Первая часть фразы: «Mes yeux se ferment pour voir» часто переводят как: «Я закрыл глаза, чтобы видеть».

Поль Гоген, Антропоморфный горшок, 1889. © National Gallery

• Поль Гоген. Портреты. Национальная галерея, до 26 января 2020