Художник Василий Поленов: 7 фактов биографии

13 октября 2019 г.

Илья Репин. Портрет художника В.Д. Поленова, 1877, холст, масло, 80 x 65 см. Государственная Третьяковская галерея.

Государственная Третьяковская галерея продолжает серию блокбастеров. После Репина, осенью 2019 года очереди будут стоять на Василия Поленова (1844–1927), юбилейную выставку, приуроченную к 175-летию со дня рождения художника. Впервые в Москве окажется самое крупное произведение Поленова «Христос и грешница» из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге.

 150 произведений из 14 государственных и частных собраний (пейзажи, портреты, эскизы декораций) украсят залы Новой Третьяковки. Искусство «должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», потому что «жизнь тяжела, там много пошлости и грязи»,  — говорил Василий Поленов, которого за личностные и профессиональные качества называли «рыцарем красоты».

Василий Поленов.Портрет художника Ильи Репина, 1879.

Петербуржец Василий Поленов родился в многодетной дворянской семье историка, секретаря Русского археологического общества. Мать художника брала уроки у Карла Брюллова, а Василий с 14 лет учился живописи у Павла Чистякова. «Он колорист, так составляет тона, что и мне не составить», – отмечал Чистяков. Окончив с золотой медалью Академию художеств, Поленов параллельно отучился на математика и получил диплом юриста, защитив диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремеслам». Вместе с таким же отличником, сокурсником по Академии Ильей Репиным, юный живописец получил право на шестилетнюю зарубежную стажировку, которая полностью оплачивалась казной.

Василий Поленов. Портрет Н.В.Якунчиковой (Поленовой) за этюдом, 1882.

От Неаполя до Нормандии В 27 лет Поленов еще не определился, что рисовать. Во время зарубежной стажировки он часто бывал в музеях. В Германии Поленов изучал искусство Пилоти, Макса, Арнольда Беклина, Ганса Макарта. После он отправился в Неаполь, Венецию и Флоренцию. В Париже познакомился с барбизонцами и пейзажами Камиля Каро. Вслед за Репиным поехал в Нормандию, где написал множество пейзажей: «Белая лошадь», «Нормандия», «Старые ворота. Вёль»... Его парижские работы особенно понравились на родине. За картины «Право господина», «Арест гугенотки» и 50 парижских этюдов Василий Поленов очень скоро, в 32 года, получил звание академика.

Василий Поленов. Бабушкин сад, 1878. Государственная Третьяковская галерея

Пейзажист и мастер жанровой живописи В Россию художник вернулся досрочно, за два года до официального окончания стажировки. «Пользу она мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что всё, что до сих пор я делал — не то; всё это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».

Василий Поленов. Заросший пруд, 1879. Государственная Третьяковская галерея

Академик-доброволец Сразу по возвращении в Россию Василий Поленов отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. Его иллюстрации с поля боя щедро публиковал журнал «Пчела». Но посылал он бытовые, а не батальные зарисовки. «Я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто».

Василий Поленов. Московский дворик. 1878. Холст, масло. 64,5 × 80,1 см. Государственная Третьяковская галерея.

Передвижник В 1877 году Василий Поленов переехал в Москве. Этюд, который он создал у церкви Спаса на Песках из окна своей квартиры на углу Дурновского и Трубниковского переулков, лег в основу картины «Московский дворик», дебютировавшей на выставке Товарищества передвижников (ТПВ) в 1878 году, вместе с работами «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Критикам московский дворик с летним солнцем, покосившимся забором, играющими малышами, женщиной и лощадью полюбился сразу. Так Поленов стал лирическим художником, родоначальником «интимной живописи». Отношения с ТПВ у Поленова были не самыми простыми. Он был против натуралистичных изображений «страданий русского народа». «Для чего это нужно? Не довольно ли этой обывательщины, этих мещан, бредущих по задворках к своим жалким берлогам? Куда тянут они зрителя? Чем насыщают его сердце и думы? Завязли мы довольно в нашем российском болоте, копошимся в своих затхлых конурах и боимся солнца и свежего воздуха».

Василий Поленов. Христос и грешница (Кто без греха?). 1888. Холст, масло. 325 × 611 см.
Государственный Русский музей.

Христос и грешница Замысел будущего эпохального 325 × 611 cм полотна «Христос и грешница» сложился под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу» и книги «Жизнь Иисуса» французского философа-гуманиста Эрнеста Ренана. Реализация замысла, начавшись в 1868-м, растянулась на двадцать лет и потребовала многих усилий и многих зарубежных поездок.

Василий Поленов. Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница», 1888. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Русский живописец Василий Поленов добавил в список своих загранкомандировок Ближний Восток: Константинополь, Александрию, Каир, Асуан, Палестину и Сирию. Позже, опять-таки ради картины и сбора материала для нее, преподаватель Поленов взял в училище годичный отпуск и отправился в Рим, Вену, Венецию и Флоренцию. 

Василий Поленов. «Эскиз к картине Христос и грешница (Кто без греха?)». 1888

Летом 1885 года художник наконец создал полноформатный эскиз картины, а ее окончательную версию — через год, в кабинете Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской улице в Москве. Помимо родных и близкого друга Саввы, Поленов советовался со своим учеником художником Константином Коровиным и физиологом Петром Спиро. Главная премьера для широкой публики холста «Христос и грешница (Кто без греха?)» должна была состоятся 25 февраля 1887 года на 15-й выставке ТПВ.

Василий Поленов. «Эскиз к картине Христос и грешница (Кто без греха?)». 1888

За несколько дней до открытия она была показана цензору, который не дал разрешение на участие картины и доложил об этом руководству. В результате «Кто без греха?» сначала увидели петербуржский градоначальник Петр Грессер, обер-прокурор Константин Победоносцев и президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович. Судьбу произведения решил император. Александр III купил полотно за 30 00 рублей, перебив цену у «конкурента» — московского коллекционера Павла Третьякова. На царский гонорар (в переводе на нынешние деньги — около 23 млн. рублей) Поленов, мечтая о «домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», купил участок земли и построил по своему проекту семейную усадьбу. 

Поленов в своей мастерской в усадьбе «Борок» (ныне Поленово), 1908.

Кто из вас без греха «Картина была названа мною «Кто из вас без греха», — писал много позже Поленов. В этом был ее смысл... В музее потом ее назвали «Блудная жена»...» Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице: к Христу привели женщину, уличенную в прелюбодеянии. Согласно законам Моисея, она должна была быть побита камнями. В результате Христос оказывался перед дилеммой — либо нарушить законы Моисея, либо поступить в противоречии со своей проповедью. По свидетельству Михаила Чехова, лицо Христа Поленов писал с художника Исаака Левитана. «В общем, Поленов остался изящным, элегантным живописцем, каким мы его знаем давно уже, с самого начала его карьеры в 1871 году», — комментировал критик Стасов.

• Василий Поленов, Новая Третьяковка, 17 октября – 16 февраля 2020