Независимые художники: Надя Авдонина об искусстве с характером
27 сентября 2025 г.
INTERIOR+DESIGN поговорил с Надей Авдониной — керамисткой, которая в век технологий упрямо работает с глиной и огнем. В ее руках керамика перестает быть утилитарной и превращается в способ разговора о времени. Там, где современное искусство все чаще уходит в диджитал, Авдонина возвращает зрителя к тому, что можно потрогать руками
Надя Авдонина — художница-керамистка и реставратор художественной керамики, создатель бренда NADI'S. Ее практика балансирует между утилитарностью и художественной вещью — в работе Надя сочетает ручную лепку, литье и гончарный круг, используя фарфор как материал. В ее творчестве можно найти миниатюрные копии скульптур в духе антиквариата — словно воспоминания о вещах, созданных задолго до нее, — и одновременно чашки и тарелки с необычными мотивами, в которых переосмысление быта становится эстетическим жестом.
По теме: Панно Валерии Исяк: фарфор как новая живописная техника


Расскажи о себе. С чего все началось?
Я работала реставратором художественной керамики и, хоть очень любила свою профессию, со временем поняла, что хочу не только сохранять предметы, но и создавать свои собственные. В детстве, как и многие, лепила из пластилина, а с 13 до 20 лет объектом моего обожания была береста. В 19 лет впервые попробовала работать за гончарным кругом, и мой учитель тогда сказал: «Ты влюбишься в глину и бросишь свою бересту». Так и вышло! В целом объем всегда был мне ближе, чем плоскость — мне нравится, когда у предмета есть форма, характер и вес.
Почему современное искусство?
Честно говоря, я просто делаю то, что мне интересно. Задаю вопросы себе, воображаемому зрителю, материалу. Создаю предметы, которыми сама хотела бы обладать. А если они еще и вписываются в современное искусство, то это, конечно, очень приятно.
Любимый материал/техника?
Сейчас больше всего работаю с фарфором. Использую шликерное литье и ручную лепку, комбинирую разные техники росписи — подглазурную, по сырой эмали и другие. В керамике столько всего интересного, что выбрать что-то одно мне очень сложно. Мои предпочтения часто меняются — сегодня одно, завтра другое. Поэтому скажу так: я люблю керамику во всех ее проявлениях.
Как выглядит твой идеальный рабочий день? Любишь работать под музыку или нужна тишина?
Идеальный день — это когда никуда не нужно торопиться: можно спокойно работать в мастерской, солнечный свет заливает пространство, а рядом чашка вкусного чая, конфета и список дел. Вообще у меня есть два типа рабочих дней — назовем их активные и «рутинные». В активные я бегаю по мастерской, делаю формы, работаю за гончарным кругом — и тут без музыки никак нельзя. А когда нужна сосредоточенность, например, при росписи или лепке, я люблю включать фоном фильмы и лекции.

Какое правило/принцип ты никогда не нарушишь в работе?
Не упрощать ради скорости и не жертвовать качеством. И еще одно важное правило — чистый стол. Я всегда убираю его перед уходом домой. Эта привычка осталась с реставрации — там беспорядка не бывает. Новый день должен начинаться как с чистого листа, без визуального шума. Есть, кстати, в этом что-то медитативное.
Как справляешься со сложными вызовами и кризисами?
Стараюсь не останавливаться. Часто начинаю все заново — только так можно прийти к решению. Не боюсь спрашивать совета у коллег: взгляд со стороны часто помогает увидеть то, чего сама не замечаешь.


Как определяешь успех?
Для меня успех — это когда мою работу видит больше людей и о ней рассказывают. А еще — когда предметы не просто нравятся, а находят настоящий отклик и становятся частью чьей-то жизни.
Пять вещей/имен/событий, которые привлекли твое внимание в последнее время.
Ярмарки современного искусства в сентябре — blazar и Cosmoscow, люблю там атмосферу и возможность открывать для себя новых художников. Из авторов меня зацепили работы Арвидаса Пликайтиса, живопись Кати Борщ — такие объемные, сочные, теперь это мой личный виш-лист. И цифровое искусство Евгении Бережной: оно совсем другое по ощущениям, но идеи тоже сильно откликаются.


Какой совет ты бы дала себе в самом начале карьеры?
Я бы сказала себе: не жди идеального момента! Его, наверное, вообще не существует. Лучше считать, что каждый день уже тот самый. Не бояться пробовать и не надеяться, что все получится безупречно. Ошибки — это вообще отдельный путь, и иногда они приводят к самым классным результатам.
Твои ближайшие планы?
Буду дальше развивать тему альтернативной реальности — где динозавры оказали сильное влияние на искусство. Сейчас это проявляется в малой фарфоровой пластике, но мне самой интересно посмотреть, какие формы эти исследования приобретут дальше. В ближайший год для меня важно участвовать в выставках, знакомиться с новыми институциями и выводить свои работы к зрителю.