Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

«Взаимодействие. Фарфор Веры Бакастовой» в Главном штабе Эрмитажа

15 мая 2025 г.

Это проект о любви к материалу, его красоте, хрупкости и о его бесконечных художественных возможностях. В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Взаимодействие. Фарфор Веры Бакастовой» — часть продолжающейся серии совместных выставок Государственного Эрмитажа и Императорского фарфорового завода, посвященных современным петербургским художникам, работающим с фарфором.


По теме: Панно Валерии Исяк: фарфор как новая живописная техника


Одна из ведущих художниц знаменитого завода представила более сотни объектов — от сервизов и ваз до предметов мебели и масштабных инсталляций. Куратором выставки выступила Инна Майстренко, хранитель коллекции современного фарфора, старший научный сотрудник отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.

Центральный раздел выставки — цикл «Боги фарфора», над которым автор работала последние два года. Он разделен на тематические «фарфоровые кабинеты», вдохновленные структурой старинных европейских кунсткамер. Каждый кабинет представляет собой отдельный мир, сосредоточенный вокруг цвета: «Кобальт», «Золото», «Цвет».

В центре зала как своеобразное связующее звено всех частей выставки расположена инсталляция «Взаимодействие», состоящая из семи фарфоровых колонн. Эти формы отсылают к античной архитектуре, к идее опоры и фундамента, но здесь они играют еще одну важную роль. Колонны объединяют все три кабинета в единый ансамбль и одновременно становятся оммажем Йозефу Альберсу, посвятившему свои исследования восприятию цвета, его эмоциональному воздействию и создаваемым его различными сочетаниями оптическим иллюзиям. Композиция, в которой взаимодействуют цвет, форма и пространство, становится символическим мостом между классической гармонией и современным поиском.

Художница работает с фарфором уже двадцать лет и за годы практики выработала легко узнаваемый художественный язык. Ее фарфор живописен, пластичен, выразителен. В формах и росписи заметны отсылки к эстетике ар-деко. В этом контексте особенно символично, что выставка проходит в год столетия Международной выставки декоративного искусства и промышленности в Париже — события, давшего имя стилю ар-деко и определившего облик целой эпохи.

Для декорирования объектов Бакастова использует нетрадиционные для фарфора приемы, нанося изображения с помощью керамических подглазурных мелков или работая тонкой кистью, которая оставляет невысокий рельефный рисунок на гладкой поверхности материала. Эти методы позволяют добиться своеобразной фактуры, создать ритм и соединить телесность керамики с благородством и изяществом фарфора.

Один из эффектных элементов экспозиции — панно из овальных фарфоровых форм, напоминающих крупную гладкую морскую гальку, каждый элемент расписан различными декоративными элементами и демонстрирует разнообразное сочетание цветов. Собранные вместе, они представляют собой своеобразную библиотеку образцов. Перед нами лаборатория художника: эксперимент с формой, цветом, декоративной техникой. Зритель получает возможность окунуться в сам процесс, увидеть не только результат, но и его внутреннюю механику — как рождается замысел, как развивается идея.

Эксперименты с материалами — также важная часть выставки. В разделе, посвященном теме «Цвет», среди фарфоровых ваз можно увидеть две стеклянные, выполненные по эскизам Бакастовой в сотрудничестве с компанией Nadulli — художниками и мастерами стеклоделия Макаром Жемчужниковым и Алексеем Пороскуриным. Это пример расширения границ фарфорового языка в сторону смежных медиа.

На другом стенде представлена кованая ширма с расписными фарфоровыми вставками, созданная по эскизам Бакастовой художником по металлу Александром Гилёвым. Это часть серии кованой мебели, в которой также представлены столы и кресла. Не вошедшие в экспозицию, они запечатлены на вазах, расположенных на этом же стенде. Изображения на них родились из эскизов, созданных во время подготовки экспозиции, и их можно назвать визуальным дневником выставки, который открывает зрителю внутреннюю кухню художника — мастерскую, идеи, поиски.

До 20 июля


Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит