«Ассамбляж, объект, инсталляция»: 10 эффектных предметов на выставке
8 апреля 2025 г.
Редактор INTERIOR+DESIGN Маргарита Муханова посетила выставку в Русском Музее и отметила десять самых необычных и ярких произведений из экспозиции. В фокусе внимания оказались работы современных российских художников — авторов, работающих с предметным искусством сегодня
Выставка «Ассамбляж, объект, инсталляция» — знаковое событие для любого, кто следит за развитием современной отечественной арт-сцены. В экспозиции, состоящей из более чем 200 работ, можно увидеть непривычные глазу формы и порой совершенно нехудожественные материалы. Эти странные, а зачастую и провокационные объекты самовыражения, начиная с обманок и артефактов XIX века до реди-мейда и инсталляций, создавались с помощью новых для своего времени средств.
По теме: Выставки в Петербурге: весенний арт-дайджест
Кураторами проекта выступили сотрудники отдела новейших течений музея под руководством Александра Боровского. «Вместо традиционных живописи, графики и скульптуры на выставке представлены новые виды и техники творчества, связанные с расширением границ искусства (оперирование натуральными фактурами, настоящими вещами, выход в реальное пространство), которые, возникли и получили распространение в ХХ веке, и сегодня ассоциируются с современным искусством. Выставка — своего рода путеводитель, в результате которого зритель сможет научиться самостоятельно «считывать» язык современного искусства, сформировать его более глубокое понимание», — говорит Александр.

Костюм-объект Андрея Бартенева
Костюм-объект Андрея Бартенева «Царица межсезонья — Суздальская морковь» — пожалуй, знаковый в своем роде. Ему присуща театральность и архитектурность линий. Объект воспринимается как естественное продолжение индивидуального мифа автора и одновременно работает с детскими воспоминаниями зрителя. Костюм был впервые показан в 2023 году в рамках выставки-фантазма «Плавильня снов» Сергея Табунова под кураторством Андрея Бартенева и, вероятно, иронично связан с центром МИРА (пространство «Ларец»), которому художник посвящает по сей день много времени.

Сюрреалистичный объект Алины Глазун
Работа, в которой без труда узнается авторский почерк Алины Глазун, идентифицируется как странный сюрреалистический объект. «Эту работу я отношу к формату «кабинетной скульптуры». Образный ряд этой вещи отсылает и к натюрмортам, и к передвижному театру, и к цирковой арене, и к магазину игрушек», — сообщает художница.

Абстрактная скульптура Аллы Урбан
В монументальной работе «Взлетная церемония-3» художница Алла Урбан работает с «чистой» формой как пластическим элементом. Мотив полета, вероятно, связанный с личным опытом или воспоминанием, складывается в лаконичную конфигурацию объекта. Кубический столп напоминает обелиск, архаичный образ которого отсылает к церемониальным обрядам и ритуалам. Устойчивая современная форма достигается мастерской работой со строительными материалами и арматурой.

Объект-скульптура Григория Орехова
В объекте Григория Орехова особое значение имеет исследование вполне классических скульптурных категорий, таких как объем, вес и границы. Чувственно-эмоциональное начало достигается путем работы с индустриальным, ручным, и, что особенно важно, метафорическим. Бесконечные отражения, вырывающиеся из стальных недр нержавеющей скульптуры, с одной стороны, заимствуют облик у самой жизни, а с другой — не дают прорваться к внутреннему содержимому самого предмета. Импульсом к созданию «Агаты» послужило рождение дочери художника, образ которой запечатлен в форме известной игрушки.

Абстрактная композиция Игоря Шелковского
Работа Игоря Шелковского сохраняет конкретный прообраз цветов, однако лишает его привычных материальных характеристик — тактильных, обонятельных и визуальных. Беспредметный букет складывается в сквозную решетчатую конструкцию. Схематизм и графичность языка позволяет увидеть архитектурное начало природного явления, и это одна из причин, почему объект мог бы прекрасно смотреться в городской среде.

Художественное стекло Марии Кошенковой
Объект тематически продолжает серию Strange corps, которую Мария создавала для павильона Дании на 59-й Венецианской биеннале. В основе лежит идея постгуманистического мира, в котором жизнь существует в новых формах, например, извлеченных из тела органах. Художница исследует телесность, обнаженную чувственность и скрытую красоту человеческого тела во всех его проявлениях. Так, наполненное жизнью сердце становится отправной точкой в работе со стеклом — не менее хрупким и прекрасным материалом, чем человеческая плоть.

Арт-объект Александра Подобеда
Само название работы шутливо сопоставляет русско-американский полет в космос и традиционную вышивку крестиком. Невероятно хрупкая работа, имитирующая вышивку нитью, была создана художником вручную из нескольких слоев крашеных зубочисток. Что касается сюжета работы, то можно предположить, что и сам космический корабль в определенном ракурсе напоминает крест с похожей структурой «крыльев», а возможно, автор ставит крест (точнее тысячу крестиков) на экспериментальной космической программе двух держав.

Инсталляция Елены Губановой
Аудиоинсталляция Елены Губановой «Очередь» отсылает к образу, вшитому в культурный код. Сумки-авоськи парят над землей и несут в себе пустоту. Художница символически помещает зрителя в пространство блокадного города, в котором люди стоят «за жизнью». «Душа очереди» говорит репликами жителей из дневника Лидии Гинзбург.

Чайник-объект Вальтера Гропиуса
Этот прикладной объект, созданный немецким архитектором и теоретиком Вальтером Гропиусом, преодолел свое изначальное функциональное начало. Это уникальный артефакт в истории фарфора — органический, цельный и пластически совершенный. Предмет возник в результате сотрудничества Гропиуса с заводом Rosenthal в 1960-х годах и основан на изящной геометрической форме полусферы.

Концептуальный объект Леонида Борисова
Классик неофициального искусства Леонид Борисов играет с образами и буквально оживляет предметы для собственного ироничного нарратива. В своей работе Борисов ставит на пьедестал из банки сгущенки собачку Муму, подписывая знаменитым музеем и тем самым перенося зрителя в Нью-Йорк. Абсурд происходящего отсылает к методу знаменитого бельгийского сюрреалиста Рене Магритта, который парадоксально сочетал работу с визуальными образами, символами и текстом.

Ассамбляж Леонида Ламма
Ассамбляж, будучи формой радикального эксперимента ХХ века, представляет собой специфическую коллажную сборную технику имеющихся изображений или утилитарных предметов. В своей работе Леонид Ламм в характерной для искусства того периода манере цитирует и пересобирает уже существующие произведения искусства. В основе работы — «Колхозница на велосипеде» кисти Александра Дейнеки, к которой тут же крепится знаменитое велосипедное колесо Марселя Дюшана. Подобное неожиданное столкновение демонстрирует фрагментарность не только материалов, но и мышления.
Санкт-Петербург, Мраморный дворец, Миллионная улица, 5. До 21 апреля
.jpg.webp)
