Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

«Ассамбляж, объект, инсталляция»: 10 эффектных предметов на выставке

8 апреля 2025 г.

Редактор INTERIOR+DESIGN Маргарита Муханова посетила выставку в Русском Музее и отметила десять самых необычных и ярких произведений из экспозиции. В фокусе внимания оказались работы современных российских художников — авторов, работающих с предметным искусством сегодня

Выставка «Ассамбляж, объект, инсталляция» — знаковое событие для любого, кто следит за развитием современной отечественной арт-сцены. В экспозиции, состоящей из более чем 200 работ, можно увидеть непривычные глазу формы и порой совершенно нехудожественные материалы. Эти странные, а зачастую и провокационные объекты самовыражения, начиная с обманок и артефактов XIX века до реди-мейда и инсталляций, создавались с помощью новых для своего времени средств.


По теме: Выставки в Петербурге: весенний арт-дайджест

Кураторами проекта выступили сотрудники отдела новейших течений музея под руководством Александра Боровского. «Вместо традиционных живописи, графики и скульптуры на выставке представлены новые виды и техники творчества, связанные с расширением границ искусства (оперирование натуральными фактурами, настоящими вещами, выход в реальное пространство), которые, возникли и получили распространение в ХХ веке, и сегодня ассоциируются с современным искусством. Выставка — своего рода путеводитель, в результате которого зритель сможет научиться самостоятельно «считывать» язык современного искусства, сформировать его более глубокое понимание», — говорит Александр.

Андрей Бартенев. «Царица межсезонья — Суздальская морковь». 2023. Хлопок 1960-х годов, лен, синтетическая проклейка. Фото: Дмитрий Журавлев

Костюм-объект Андрея Бартенева

Костюм-объект Андрея Бартенева «Царица межсезонья — Суздальская морковь» — пожалуй, знаковый в своем роде. Ему присуща театральность и архитектурность линий. Объект воспринимается как естественное продолжение индивидуального мифа автора и одновременно работает с детскими воспоминаниями зрителя. Костюм был впервые показан в 2023 году в рамках выставки-фантазма «Плавильня снов» Сергея Табунова под кураторством Андрея Бартенева и, вероятно, иронично связан с центром МИРА (пространство «Ларец»), которому художник посвящает по сей день много времени.

Алина Глазун. Без названия. 2022. Ткань, пластик, металл. MYTH Gallery

Сюрреалистичный объект Алины Глазун

Работа, в которой без труда узнается авторский почерк Алины Глазун, идентифицируется как странный сюрреалистический объект. «Эту работу я отношу к формату «кабинетной скульптуры». Образный ряд этой вещи отсылает и к натюрмортам, и к передвижному театру, и к цирковой арене, и к магазину игрушек», — сообщает художница.

Алла Урбан. «Взлетная церемония-3». 2013. Сталь, сланец

Абстрактная скульптура Аллы Урбан

В монументальной работе «Взлетная церемония-3» художница Алла Урбан работает с «чистой» формой как пластическим элементом. Мотив полета, вероятно, связанный с личным опытом или воспоминанием, складывается в лаконичную конфигурацию объекта. Кубический столп напоминает обелиск, архаичный образ которого отсылает к церемониальным обрядам и ритуалам. Устойчивая современная форма достигается мастерской работой со строительными материалами и арматурой.

Григорий Орехов. «Агата». 2017. Нержавеющая сталь

Объект-скульптура Григория Орехова

В объекте Григория Орехова особое значение имеет исследование вполне классических скульптурных категорий, таких как объем, вес и границы. Чувственно-эмоциональное начало достигается путем работы с индустриальным, ручным, и, что особенно важно, метафорическим. Бесконечные отражения, вырывающиеся из стальных недр нержавеющей скульптуры, с одной стороны, заимствуют облик у самой жизни, а с другой — не дают прорваться к внутреннему содержимому самого предмета. Импульсом к созданию «Агаты» послужило рождение дочери художника, образ которой запечатлен в форме известной игрушки.

Игорь Шелковский. «Красные цветы». 2006. Металл, краска

Абстрактная композиция Игоря Шелковского

Работа Игоря Шелковского сохраняет конкретный прообраз цветов, однако лишает его привычных материальных характеристик — тактильных, обонятельных и визуальных. Беспредметный букет складывается в сквозную решетчатую конструкцию. Схематизм и графичность языка позволяет увидеть архитектурное начало природного явления, и это одна из причин, почему объект мог бы прекрасно смотреться в городской среде.

Мария Кошенкова. Без названия. 2024. Стекло, полировка, серебрение. Marina Gisich Gallery

Художественное стекло Марии Кошенковой

Объект тематически продолжает серию Strange corps, которую Мария создавала для павильона Дании на 59-й Венецианской биеннале. В основе лежит идея постгуманистического мира, в котором жизнь существует в новых формах, например, извлеченных из тела органах. Художница исследует телесность, обнаженную чувственность и скрытую красоту человеческого тела во всех его проявлениях. Так, наполненное жизнью сердце становится отправной точкой в работе со стеклом — не менее хрупким и прекрасным материалом, чем человеческая плоть.

Александр Подобед. «Союз» — «Аполлон», или Наше вышивание крестиком». 2015. Дерево, акрил

Арт-объект Александра Подобеда

Само название работы шутливо сопоставляет русско-американский полет в космос и традиционную вышивку крестиком. Невероятно хрупкая работа, имитирующая вышивку нитью, была создана художником вручную из нескольких слоев крашеных зубочисток. Что касается сюжета работы, то можно предположить, что и сам космический корабль в определенном ракурсе напоминает крест с похожей структурой «крыльев», а возможно, автор ставит крест (точнее тысячу крестиков) на экспериментальной космической программе двух держав.

Елена Губанова. «Очередь». 2017

Инсталляция Елены Губановой

Аудиоинсталляция Елены Губановой «Очередь» отсылает к образу, вшитому в культурный код. Сумки-авоськи парят над землей и несут в себе пустоту. Художница символически помещает зрителя в пространство блокадного города, в котором люди стоят «за жизнью». «Душа очереди» говорит репликами жителей из дневника Лидии Гинзбург.

Вальтер Гропиус. Чайник «Gropius Black». По эскизу 1969 года. Фарфор. 23,8×17,6×12,2 Галерея дизайна «Bulthaup», Санкт-Петербург

Чайник-объект Вальтера Гропиуса

Этот прикладной объект, созданный немецким архитектором и теоретиком Вальтером Гропиусом, преодолел свое изначальное функциональное начало. Это уникальный артефакт в истории фарфора — органический, цельный и пластически совершенный. Предмет возник в результате сотрудничества Гропиуса с заводом Rosenthal в 1960-х годах и основан на изящной геометрической форме полусферы.

Леонид Борисов. «Муму — Магритт». 2006. Гипс, металл

Концептуальный объект Леонида Борисова

Классик неофициального искусства Леонид Борисов играет с образами и буквально оживляет предметы для собственного ироничного нарратива. В своей работе Борисов ставит на пьедестал из банки сгущенки собачку Муму, подписывая знаменитым музеем и тем самым перенося зрителя в Нью-Йорк. Абсурд происходящего отсылает к методу знаменитого бельгийского сюрреалиста Рене Магритта, который парадоксально сочетал работу с визуальными образами, символами и текстом.

Леонид Ламм. «Страсть к дороге». 1995–1996. Смешанная техника

Ассамбляж Леонида Ламма

Ассамбляж, будучи формой радикального эксперимента ХХ века, представляет собой специфическую коллажную сборную технику имеющихся изображений или утилитарных предметов. В своей работе Леонид Ламм в характерной для искусства того периода манере цитирует и пересобирает уже существующие произведения искусства. В основе работы — «Колхозница на велосипеде» кисти Александра Дейнеки, к которой тут же крепится знаменитое велосипедное колесо Марселя Дюшана. Подобное неожиданное столкновение демонстрирует фрагментарность не только материалов, но и мышления.

Санкт-Петербург, Мраморный дворец, Миллионная улица, 5. До 21 апреля

Фото: Дмитрий Горячёв

Фото: Валерий Потапов

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит