![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_12_16/bBphoto_2024-12-12%2011.24.26.jpeg.webp)
Сегодня театральное пространство прочно ассоциируется с «черной коробкой». Это во многом связано с концепцией «четвертой стены», где зрителю отводится роль наблюдателя, и психологическим подходом в режиссерским театре, который предполагает, что актер должен буквально стать своим персонажем, «вжиться в роль». Но уже в XX веке «четвертую стену» стали активно разрушать, и современные режиссеры продолжают это делать.
По теме: Сценография Studio Fuksas для опер Пуччини в Риме
С другой стороны, «белая коробка» нередко ассоциируется с галереей современного искусства и пространством для перформанса — синкретичной формы искусства, которая отчасти связана с театром, но стоящей особняком. Белое пространство так или иначе связано с идеей пустоты и чистого листа. Например, у Ильи Кабакова есть работа под названием «Пустая картина», представляющая не буквально чистый холст — видны швы и нанесена белая краска. В театральной сценографии тоже есть символический диалог черного — как «Черный квадрат» Казимира Малевича — и белого Кабакова. И логично, что, выбирая для постановки не родную «черную коробку», а «белый куб», создатели спектакля делают это не случайно. INTERIOR+DESIGN решил разобраться в мотивах на примере трех спектаклей и их художественного языка, важной частью которого является как раз белое пространство.
![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_12_12/spb-post-lekcija-o-nichto.jpg.webp)
«Лекция о ничто»
Режиссер Дмитрий Волкострелов
Режиссер Дмитрий Волкострелов создал «театр post» в 2011 году и одним из первых в России начал ставить спектакли в не театральных пространствах. «Лекция о ничто» Джона Кейджа, вокруг которой строится идея одноименного спектакля, впервые была напечатана в августе 1959 года, а позже опубликована в сборнике «Тишина. Лекции и статьи». Текст и одновременно музыкальное произведение одного из наиболее влиятельных композиторов XX века делится на такты и строчки, которые представляют собой единую ритмической структурой. Это музыка, поэзия и смысл, для которых требуется отдельное пространство.
![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_12_12/volk2.jpg.webp)
![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_12_12/dvenadcat-stulev-ili-chto-vam-ugodno-3.jpg.webp)
Первые показы «Лекции о ничто» состоялись в пространстве «Тайга» в Санкт-Петербурге. В центре — белый куб из деревянного каркаса, на который натянута ткань. Это был спектакль для 12 зрителей, места располагались вокруг граней куба — по три человека с каждой стороны. Проект уже не увидеть, при этом его идеи в той или иной степени отражены в большинстве последующих спектаклях режиссера. Как материал Джона Кейджа, так и постановка Дмитрия Волкострелова — манифест минимализма.
![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_12_21/IMG_8985.jpg.webp)
«Белая комната»
Композитор Владимир Мартынов, хореограф Павел Глухов
Для проекта фестиваля Context. Diana Vishneva написал музыку композитор Владимир Мартынов: «Белая комната» — это его новое произведение для органа и ударных. Чтобы поставить современный танец под органную музыку, нужен особый подход, ведь звучание этого инструмента как правило вызывает ассоциации с религиозной католической традицией. Как говорит хореограф Павел Глухов, отправной точкой для него стала мысль о медитации. Иначе говоря, музыка ведет за собой зрителей, сонастраивая их с танцовщиками. Тогда пространство может воспринимается как очищенное от лишнего — что-то вроде белого экрана, где танцовщики в символическом смысле выступают как проекции. А для зрителя создана ситуация, где его приглашают почувствовать себя и вступить во внутренний разговор с собой.
Ближайший показ «Белой комнаты» состоится в Концертном зале имени П. И. Чайковского 24 февраля 2025
![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_12_12/%20Igor%20Klepnev.jpg.webp)
![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_12_12/%20Igor%20Klepnev-2.jpg.webp)
«Пятая печать»
Режиссер Елизавета Бондарь
23 февраля 2022 года в Московском театре юного зрителя состоялась премьера спектакля Елизаветы Бондарь «Пятая печать». В его основе — роман Ференца Шанты, написанный в 1963 году и описывающий события 1944 года в Будапеште. История начинается с того, что четверо приятелей встречаются в трактире и от обыденно-бытового их разговор переходит к мыслям о природе человека, добре и зле, жизни и смерти. Через сутки они оказываются перед сложным выбором — сохранить ли собственное достоинство ценой жизни. Действие спектакля разворачивается в маленьком пространстве белой комнаты, сценография почти отсутствует. С тишиной и камерностью пространства изредка резонируют капли воды из черных труб, которые как щупальца тянутся по стенам. Название романа отсылает к откровению Иоанна Богослова, где Агнец снимает пятую печать.
![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_12_12/1F6A7125-scaled.jpg.webp)
![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_12_12/1F6A7221-scaled.jpg.webp)
![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_12_12/1F6A7293-scaled.jpg.webp)