SOUND UP x Сontext: музыка, танец и свет в мультижанровом спектакле-перформансе

17 мая 2024 г.

Фестиваль неординарных музыкальных событий SOUND UP и фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva представляют совместный проект — мультижанровый спектакль-перформанс «Созерцание: Вариации» на музыку Филипа Гласса в исполнении танцевальной группы Context. По замыслу создателей, спектакль — это тройственный союз танца, музыки и зрительного зала, который к финалу из наблюдателя превращается в главного героя действия.


По теме: Перформанс «Четыре точки отсчета»: конструктивизм и хореография

«Созерцание: Вариации» состоит из четырех частей-паттернов: танцевальной, инструментальной, вокальной и мультимедийной. Вступая друг за другом, части соединяются и наслаиваются, дополняются и прирастают смыслами, погружая зрителей в состояние близкое к созерцательному. Главная тема перформанса — размышление о красоте, о ее рождении и смерти, о конфликте молодости и старости, о противоречиях между любимыми и любящими. Эпиграфом для спектакля мог бы стать фрагмент из новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции»: «Только красота достойна любви и в то же время зрима; она единственная форма духовного, которую мы можем воспринять через чувства и благодаря чувству — стерпеть».

Вариации — музыкальная форма, состоящая из темы и ее нескольких видоизмененных повторений — одна из старейших музыкальных форм, известная со Средневековья, и в то же время неизменно присутствующая в современной поп-культуре. Вариации (или репетитивность) стали ключевым приемом композиторов-минималистов, которые во второй половине XX века ушли от нарратива к погружению слушателя в определенные состояния, тем самым мощно повлияв на рок и электронику. Именно поэтому «вариации» вынесены в название мультижанрового спектакля-перформанса, который SOUND UP и Context представят 23-го мая в Электротеатре Станиславский. Драматург Михаил Дегтярев, хореограф Павел Глухов и режиссер Юрий Квятковский объединяют современный танец, музыку классика минимализма Филипа Гласса, идеи писателя Томаса Манна и видеомэппинг.

«Волшебство минимализма — в едва уловимых вариациях многократно повторяемых паттернов, — рассказывает драматург Михаил Дегтяров о постановке. — Они гипнотизируют сознание, увлекая слушающего в музыкальную игру. Перформанс вдохновлен принципами минимализма. Танец повторяется 4 раза в 4 вариациях. Сначала танцоры исследуют границы собственного тела, друг друга, тишины и пространства Электротеатра. Постепенно на хореографию наслаивается музыка Филипа Гласса, хор и в финале текст Томаса Манна об ускользающей красоте, ее увядании и возвращении. Почему повторение так красиво и притягательно? Это фундаментальный принцип реальности. Жизнь повторяет себя и тем самым развивается. Незначительные отклонения, вариации этих повторений толкают жизнь вперед, ведут к эволюции и разнообразию. От молодости к старости. От смерти к рождению. Снова и снова. Чтобы заметить эти вариации, недостаточно только смотреть. Необходимо видеть, созерцать, соучаствовать».

В спектакле прозвучат фрагменты из оперы «Эйнштейн на пляже», проводниками в гармонию звука Филипа Гласса станут вокальный ансамбль INTRADA под управлением Екатерины Антоненко, органистка Ксения Свириденко и скрипач Михаил Фейман.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит