Художественное стекло: пять современных художников Скандинавии

23 июня 2024 г.

В пространстве HB381, в котором обычно проходят сольные выставки авторов галереи Hostler Burrows, открылось групповое летнее шоу художников, живущих и работающих со стеклом в Скандинавии. Все пять участников — женщины: Стине Бидструп (Stine Bidstrup), Фрида Фьельман (Frida Fjellman), Ханна Хансдоттер (Hanna Hansdotter), Лене Бёдкер (Lene Bødker) и Мария Кошенкова.


По теме: Стекло: 9 локальных художников и их эксперименты с материалом

Мария Кошенкова

Каждый из скульпторов работает со стеклом в узнаваемой авторской манере. Так, Стине Бидструп — датская художница, чьи работы напоминают модели утопических архитектурных сооружений. Она вдохновляется текстами фантастических эссе Пола Шербарта о стеклянной архитектуре и футуристическими идеалами, отраженными Бруно Таутом в призматическом куполе Стеклянного павильона, который он построил для ассоциации немецкой стекольной промышленности в 1914 году. Скульптуры Бидструп создаются посредством свободного выдувания и выдувания стекла в заранее созданные ею сложные формы. Живописности им добавляют умелое варьирование цвета, а также мастерское сопоставление таких свойств стекла, как прозрачность, полупрозрачность и непрозрачность.

Стине Бидструп

Работающая в Швеции Фрида Фьельман — художник мультидисциплинарный: помимо стекла, она создает скульптуры из керамики, искусственных смол и дерева. Ее подвесные инсталляции из разноцветного выдувного стекла напоминают гроздья гипертрофированных прозрачных кристаллов, создающих несвойственную для шведского минимализма атмосферу, позволяющую зрителю отрешиться от действительности и погрузится в мир сказки и мечты. Стеклянные призмы обычно подсвечиваются изнутри или группируются вокруг светящегося элемента. Они одновременно похожи на люстры, украшавшие барочные бальные залы, и очень крупные ювелирные украшения.

Лене Бёдкер
Мария Кошенкова

Выдувая раскаленное стекло в жесткие металлические сетчатые формы, шведка Ханна Хансдоттер добивается в своих работах контраста жестких и текучих форм. Ее скульптуры мерцают и блестят, отливая всеми цветами радуги от перламутрового и зеркально-серебристого до розового, ярко-желтого и нежно-зеленого. Все вместе — цвет и форма — делают их невероятно декоративными.

Стине Бидструп
Ханна Хансдоттер

Стеклянные объекты Марии Кошенковой, живущей сегодня в Дании, создаются в гутной технике. Форма и экспрессия рождаются в процессе работы и зачастую основаны на интуитивном жесте. Они биоморфны, гротескны и драматичны. Художник достигает предельного напряжения не только посредством скрученных и разорванных форм, но и через насыщенную цветовую палитру. Активное использование цвета превращает скульптуры Кошенковой в объемную живопись.

Фрида Фьельман

Пластичные и текучие полнотелые скульптуры Лене Бёдкер создаются по старинному методу «утраченного воска». Отливке предшествует трудоемкий процесс лепки из глины, воска и снятия гипсовой формы. Затем скульптуры подвергается холодной обработке, в результате чего их поверхность становится непрозрачной, однако некоторые части остаются гладко отшлифованными. Такое сопоставление разных фактур рождает особое внутреннее свечение. Строгая геометрия сочетается с мягкими округлостями, глянец — с тактильно приятной шероховатостью, рациональность технических приемов — с чувственностью формы.

Ханна Хансдоттер, Лене Бёдкер, Стине Бидструп

Лене Бёдкер

Вдохновляйтесь ВКонтакте с нами