ГМИИ им. А.С. Пушкина: план выставок на 2024 год

ГМИИ им. А.С. Пушкина: план выставок на 2024 год

28 декабря 2023 г.

Фламандский и итальянский натюрморт, неизвестный Щукин, архитектура Рима глазами современников, русский авангард и реэкспозиция в Главном здании — все это (и не только!) в планах ГМИИ им. Пушкина и выставки в Москве на 2024 год
Итальянский натюрморт из будущей экспозиции «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко». 

«Руанские соборы. Реставрационное исследование»

Первая выставка в новом году — «Руанские соборы. Реставрационное исследование» (январь — март 2024). Проект под кураторством Анны Познанской представляет результаты масштабного исследования двух картин из серии «Руанский собор» Клода Моне: «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером», осуществленного технологами, реставраторами и искусствоведами. Тот факт, что в собрании Пушкинского музея находятся два полотна из серии «Руанский собор», позволил глубже погрузиться в широкий диапазон технических приемов мастера и узнать важные детали истории создания произведений.

«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

Следующая выставка в главном здании на Волхонке откроется в марте и продлится до мая. «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» посвящены итальянскому натюрморту. В Италии большую роль играли местные художественные центры, каждый из которых обладал своим неповторимым «лицом». В Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и «рыбных уловах», в Бергамо — на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурными изображениями либо фигурками играющих путти.

Куратором первой выставки итальянского натюрморта в России выступила Виктория Маркова. В экспозиции будет представлено свыше 60 произведений выдающихся мастеров эпохи барокко, представляющих разные местные школы и направления, из крупнейших российских собраний.

«Три времени Рима»

Выставка «Три времени Рима» стартует в июне и продлится до сентября 2024 года. В разные эпохи художники наблюдали разный Рим — и видели его по-разному. Кураторы выставки Елизавета Лихачева и Максим Атаянц собрали материал для выставки архитектурной графики и живописи, посвященной изменению римского архитектурного ландшафта и смещению акцентов в его изображении. Проект организован совместно с архитектором, графиком, историком античной архитектуры Максимом Атаянцем.

«Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века: картины и рисунки из музеев и частных собраний России»

В фокусе выставочного проекта, который откроется в октябре, окажутся знаковые образцы творческого наследия выдающегося фламандского мастера натюрморта Франса Снейдерса. Экспозиция будет дополнена картинами и рисунками его предшественников, современников и последователей. Вадиму Садкову, куратору выставки, впервые удалось собрать все работы Снейдерса, хранящиеся в России. К показу будет представлено более 80 экспонатов, отражающих основные этапы развития фламандского натюрморта, разнообразие его типов, а также все многообразие индивидуальных манер разных авторов. Существенную часть экспозиции составят живописные произведения из отечественных региональных художественных музеев и московских частных коллекций. Практически неизвестные широкой зрительской аудитории, они не только украсят залы выставки, но и продемонстрируют «преемственность поколений» в трехсотлетней истории коллекционирования фламандской живописи в России.


«От цвета к свету»: ретроспектива Владимира Вейсберга

Выставка, подготовленная куратором Еленой Каменской, приурочена к 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга, одного из самых оригинальных художников 1960–1970-х годов. Живопись и графика из ГМИИ им. А. С. Пушкина, фонда IN ARTIBUS, Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим», РГАЛИ, Государственной Третьяковской галереи и частных собраний, архивные материалы о жизни художника представят ретроспективу его наследия и исследование творческого метода. С марта по июнь 2024 года.


Реэкспозиция в Главном здании

В год столетия живописного собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина запланирована реэкспозиция залов живописи в Главном здании. Продлится проект с марта по декабрь 2024 года. В постоянную экспозицию второго этажа вернутся картины итальянской, испанской и французской школ XVII–XVIII веков. На первом этаже откроются залы итальянского Возрождения, Фландрии и Голландии XVII века, будет восстановлен отдельный зал Рембрандта и его последователей. Живопись Северного Возрождения вернется в анфиладу залов первого этажа. Количество скульптур и декоративно-прикладного искусства увеличится почти в два раза. В экспозицию войдут ранее неизвестные широкой публике произведения, отреставрированные в последние годы.

«Живой портрет. Сходственно. Механическое рисование»

Так называется выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. В 1784 году французский музыкант Жиль-Луи Кретьен подарил человечеству новый аппарат — физионотрас — и новую технику портретирования. Физионотрас позволял любому желающему, даже не умеющему рисовать, создавать точное очертание фигуры человека. Благодаря физионотрасу сохранились достоверные изображения великих людей — писателей, политиков, ученых. Эти силуэты, как и сами технические устройства, будут представлены в экспозиции под кураторством Ольги Аверьяновой с мая по август 2024 года.

В июле галерею ждет выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой». Выставка посвящена сообществу женщин-художниц, чьи судьбы пересеклись в период 1920–1950-х годов благодаря личным связям и участию в художественном процессе русского авангарда. В экспозиции будут представлены произведения Варвары Степановой, Ольги Розановой, Любови Поповой, Надежды Удальцовой и Александры Экстер, Анастасии Ахтырко и сестер Чичаговых, Елены Семеновой, Эсфири Шуб, Лили Брик, Александры Хохловой и Юлии Солнцевой, Елизаветы Игнатович и Евгении Лемберг. Выставка продлится до октября 2024 года. Кураторы: Александра Данилова и Алексей Савинов.

«Неизвестный Щукин. Не только новое искусство»

Алексей Петухов, куратор выставки, представит знакомую фигуру коллекционера Сергея Ивановича Щукина в совершенно новом свете. В первую очередь Щукин знаменит выдающимся собранием нового зарубежного искусства, уникальным чутьем и даром предвидения. Однако наряду с ролью мецената нового европейского искусства он был обладателем произведений старых мастеров, многочисленных артефактов культуры Древнего Египта, цивилизаций Китая и Японии, коллекции фарфора, древних русских икон. После национализации все «непрофильные» коллекции Щукина были переданы в другие музеи. Масштабное архивное исследование документов из отдела рукописей ГМИИ позволило достоверно реконструировать щукинское собрание во всей полноте.


Значительная часть наследия Сергея Ивановича хранится в фондах самого ГМИИ им. А. С. Пушкина — более 130 предметов коллекции египетских древностей, итальянская и нидерландская живопись, европейская резная деревянная скульптура эпохи барокко. Собрание китайских, индийских, арабских древностей находится в Музее Востока, коллекции керамики — в Музее-заповеднике «Останкино и Кусково», уникальные шитые иконы — в Оружейной палате, сохранившаяся часть собрания икон — в Музее истории религии, предметы исторической обстановки — в Российской академии художеств. Предметы из щукинского собрания есть и в музеях Астрахани, Махачкалы, Якутска. Все институции выразили согласие стать партнерами выставочного проекта «Неизвестный Щукин». Воссозданные коллекции будут представлены в залах первого этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А. С. Пушкина с ноября 2024 по февраль 2025 год.

Выставочные планы музея могут измениться, уточняйте информацию на официальном сайте.


Уникальный контент специально для Yandex.Zen