Фотофестиваль Recontres d’Arles 2023: сейсмограмма времени

Современная фотография фото
Грегори Крюдсон.

Les Rencontres d’Arles 2023, главный фестиваль фотографии в мире, проходит в Арле уже в 54-й раз. Фестиваль открывали цитатой Марселя Пруста «Только через искусство мы можем выйти из себя». Этот посвященный фотографии форум в эпоху, когда изображения множатся до бесконечности, оказывается тонким индикатором состояния искусства и всех преобразований в обществе.


По теме: Фотофестиваль в Арле: рай, Америка и 1968 год

Обычно сюда съезжаются любители и профессионалы фотографии — это лучшее место и для выдающихся деятелей, и для новых талантов. В прошлом году форум посетили около 127 000 зрителей, на этот раз их ожидается гораздо больше. За программу мероприятий отвечает директор фестиваля Кристоф Визнер. Программа всегда оказывалась богатой, эклектичной и разнообразной, однако в этом году она больше нацелена на отражение актуальных проблем. Директор Les Rencontres называет фестиваль «сейсмограммой нашего времени» — местом, где можно пощупать пульс того, что движет обществом.

Форум этого года состоит из порядка 30 выставок. Здесь и шоу гигантов фотографии: последняя черно-белая серия Грегори Крюдсона («Вечерняя сторона» представляет три документальных проекта, которые дают представление о Средней Америке) и ретроспектива Дианы Арбус из 450 изображений. Интересен сектор Emergences, из которого будет выбран победитель премии Fondation Louis Roederer’s Discovery Award. Фильмы занимают центральное место в разделе «Кадры к кадрам», где можно найти ранние сериалы Аньес Варда на верхнем этаже Cloître Saint-Trophisme или полароидные снимки Вима Вендерса в Espace Van Gogh.

Современная фотография фото

Современная фотография фото
Эмма Сарпаниеми. Автопортрет в образе Синди, 2022 год, из серии «Два способа носить цветную капусту».

В этом году фестиваль вращается вокруг темы «Состояние сознания», исследуя, как художники запечатлевают глубокие преобразования нашего времени. Учитывая чрезвычайную климатическую ситуацию, фестиваль сотрудничал с Cité Anthropocène в Лионе, чтобы исследовать и оценивать экосистемы в этом районе, работая с учеными, мыслителями и художниками, которые отправились в путешествие, чтобы подвести итоги состояния экологии и представить свои выводы.

Выставка «Здесь рядом» объединяет три проекта разных художников, которые анализируют многослойные угрозы экологии Арля и его окрестностей. Матье Асселин, Таня Энгельбертс и Шэн Вэнь Ло провели исследование для конкретного участка (начатое во время их арт-резиденции в The Shelter), изучив производство, системы водоснабжения, транспорт и животный мир, чтобы выяснить, как отражается в местных экосистемах влияние антропоцена.

Современная фотография фото
Шэн Вэнь Ло. Landscape Number One, Watch Out series, France, 2022.

Современная фотография фото
Джеймс Барнор. An assistant at the Sick-Hagemeyer store in Accra, 1971. Florence and Damien Bachelot Collection.

Одни из ключевых экспозиций — «Ассамблеи», исследование увлекательного творчества новаторского американского фотографа Сола Лейтера, «Великолепие ремесленника» Зофии Кулик, где она представляет экспериментальную и обработанную фотографию, раскрывающую женскую идентичность. Фонд Magnum представляет выставку «Дым, корень, семя» эквадорского фотографа Айседоры Ромеро, посвященную утрате сортов семян во всем мире из-за стирания знаний коренных народов. За последние двадцать лет исчезло 75% существующих в мире сортов растений. Исследование художника задает вопрос: как потеря памяти предков — следствие колонизации, насильственного перемещения и расизма — приводит к стремительному исчезновению семян?

фестиваль фотографии фото
Айседора Ромеро. Fumée, Racine, Semence (Humo, Semilla, Raíz).

Фотофестиваль Recontres d’Arles 2023 фото
Сол Лейтер. Untitled. Saul Leiter Foundation.

Современная фотография фото
Вим Вендерс. The American Friend himself. Wim Wenders Foundation.

В проекте INSOLARE франко-датская художница Ева Нильсен и куратор Марианна Дерриен размышляют об изменяющемся ландшафте Камарга, прибрежного региона к югу от города Арль, где река Рона впадает в Средиземное море. Нильсен берет оптические и гидрогеологические явления и сочетает их с техническим приемом экспонирования, используемым, в частности, в трафаретной печати. Художница несколько раз ездила в Камарг, где сделала сотни фотографий — в них она передает характер прибрежной зоны, объединяя наблюдения за климатическими и геологическими явлениями. Она подходит к делу как топограф, стремясь создать «состояние осознания», отражающее реальность территории, ее архитектуры и окружающей среды. Различные техники и материалы, используемые художником, накладываются друг на друга и смешиваются. Выставка представлена в рамках инициативы BMW Art Makers.

Фотофестиваль Recontres d’Arles 2023 фото
Ева Нильсен. INSOLARE.

Фотофестиваль Recontres d’Arles 2023 фото
Ева Нильсен. INSOLARE.

фестиваль фотографии фото
Ева Нильсен. INSOLARE.

Выставка «Оптический театр» (Théâtre Optique) в Monoprix отдает дань романтике съемочной площадки, которую художник Жак Риветт считает самостоятельным жанром, чем-то средним между рекламным, документальным и художественным. Этот фотограф, который работает в смешанной технике и часто участвует в биеннале, собрал кадры из фильмов, снятых режиссером и писателем Пьером Зуккой (1943–1995) в период с 1963 по 1974 год. В серии есть кадры из «Две английские девушки» Франсуа Трюффо (1971) и «День вместо ночи» (1972), а также иллюстрации к книге Лилиан Сигель Le Yoga par l’image («Йога через образ»), которые отражают театральный и хореографический аспект практики Зукки.

Rencontres d’Arles, до 24 сентября 2023 года.

фестиваль фотографии фото
Пьер Зукка. Out 1 (оригинальный отпечаток) Жака Риветта, 1970.

Современная фотография фото
Philippe Calia. Spelling Error, Mother’s Wax Museum, Kolkata, 2018.

Концентрация красоты у нас в Pinterest