Валерий Чтак: мой арт-месседж — дадаизм

Валерий Чтак — российский автор, «Художник года» ярмарки Cosmoscow 2022, одинаково виртуозно работающий с текстом, концептуальным искусством и наследием дадаистов.
Валерий Чтак работы фото
Совместный проект Валерия Чтака и Кирилла Кто «Я тебя тоже не узнал», представленный галереей Syntax.

Валерий Чтак (р. 1981) — современный российский художник, перерабатывающий образы граффити и субкультуры в концептуальном ключе. Его искусство часто выглядит как поток сознания, — возможно, именно так его и представляли себе дадаисты. Картины, муралы и инсталляции Чтака наполнены изображениями бытовых объектов: кроссовками, швабрами, телефонами и т. д. Его узнают по использованию текста, изображениям черепа, как у Баскии, или редуцированной цветовой гамме, как у Бойса.

Текст в его произведениях появляется в разнообразных вариациях, помимо русского можно опознать слова из сербского, английского, латыни, идиша, финского и других языков. Чтак подчеркивает, что в обретении профессии художника важен элемент случайности. Встретившись в конце 1990-х с Давидом Тер-Оганьяном, сыном художника Авдея Тер-Оганьяна, он оказался в известной мастерской радикального акциониста, где была создана «Школа современного искусства». Позже Чтак примкнул к молодежной группе художников «Радек» (2000–2005), которую курировал Осмоловский. Именно тогда был придуман псевдоним, ставший именем, и пришло понимание себя как художника.


По теме: Арт-ярмарка Cosmoscow объявила участников

Художник года


На ярмарке Сosmoscow я представлял «Выставку одинаковых картин», состоящую из идентичных полотен размером 100 х 120 см, их около тридцати. Я все время слышу, как про меня говорят, что я делаю похожие произведения, — и теперь я решил действительно проиллюстрировать и концептуализировать эту идею. «Художник года» делает одинаковые картины?  Так и есть. Представьте себе фотографии на паспорт, 6 совпадающих изображений, однако человеку все они кажутся чуть разными: на одном глаза одни, а на другом они словно чуть-чуть из под бровей выглядывают...

Если отвечать на вопрос, с чего начинается работа над произведением искусства, — не знаю. Попробуйте детально описать, как вы начали свой день: проснулись, почистили зубы. Делали ли вы это осознанно? Скорее всего, нет.

Валерий Чтак работы фото
Лукас. 2021. Холст, акрил.

О тексте

Идея использовать слово в качестве полноценного участника изображения — один из моих приемов. Мой арт-месседж — дадаизм, абсурдизм. Я нахожусь в поисках абсурдного высказывания, создающего полную пустоту при видимой заполненности. Когда есть много букв и слов, возникает ощущение присутствия смысла, это и есть дадаизм. Зрители хотят получить ответ на вопрос «Что это значит? Ведь искусство что-то значит». Дадаизм не значит ничего. Однажды я делал инсталляцию со швабрами, и мне говорили: «Я не понимаю глубокий смысл швабр». Но в том-то и дело — просто много деревянных швабр висели в воздухе.

Если отвечать на вопрос, с чего начинается работа над произведением искусства, — не знаю. Попробуйте детально описать, как вы начали свой день: проснулись, почистили зубы. Делали ли вы это осознанно? Скорее всего, нет.

Валерий Чтак работы фото
Музей одного и того же. 2019. Холст, акрил.

Я не ориентируюсь на конкретную аудиторию, когда придумываю тексты картин. Я создаю искусство только для одного человека, его зовут Валерий Чтак. Как только ты начинаешь делать для кого-то, получается дизайн.Однажды с товарищем мы подошли к дому Высоцкого, и там была непонятная надпись. Я ему говорю: «Слушай, ее довольно трудно деконструировать». А он мне отвечает: «Сначала ее нужно понять». Не пытайтесь деконструировать, сначала поймите. У слов есть не только значение, есть еще звучание. Оно должно быть классным.

Творчество всегда сложно деконструировать. Например, ты смотришь на скейтеров, они так легко летают, подбрасывают свои скейты, а ты попробуй возьми в руки тяжелый скейт, встань на него, подпрыгни, перевернись и посмотри, каково это. Вообще мой самый любимый художник это Йозеф Бойс. Это мой главный ориентир, и для меня он и есть художник слова. А вообще я считаю, что текст актуален для любой арт-повестки.

Дизайн — такая сложная штука, он приедается, особенно в интерьере. Слово со временем исчезает. На одной из выставок была моя инсталляция с большим количеством текста, ее прокомментировали как «очень хорошую семантическую работу с помещением». Думаю, важно уметь выстраивать объекты в пространстве, и у меня неплохо получаются инсталляции. В отличие от простого выстраивания визуальных образов, у меня есть семантическое понимание. При этом это выходит почти спонтанно, а если пытаться разобраться в деталях, все только усложнится.

Валерий Чтак работы фото
Носорог против единорога. 2017. Холст, акрил

Одним потоком

Я делаю около трех-четырех выставок в год. Это очень много: для меня они идут одним потоком, они будто гудят, как Садовое кольцо, которое никогда не останавливается. На «Фабрике» в начале сентября откроется моя персональная выставка «ПГТ» — «поселок городского типа». Хочу перенести в искусство свои детские впечатления от панорамы «Оборона Севастополя». Там же состоится и мой кураторский проект под названием «30 тысяч» — он соберет работы пяти художников. Близких мне, но даже не знакомых друг с другом. Название — это сумма, которую потратят художники на создание работы. Это выставка о прозрачности, о качестве.

Валерий Чтак работы фото
Кисти. 2014. Холст, акрил.
Валерий Чтак работы фото
Только правда. Из проекта «Только правда». 2011. Холст, акрил.

Валерий Чтак работы фото
Тут без вариантов. 2016. Холст, акрил.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит