Федерика Сала: искусство будет коллективным

Федерика Сала фото

Федерика Сала — независимый куратор и консультант по дизайну. Эта энергичная итальянка сотрудничает с музейными учреждениями, частными фондами, историческими архивами, предприятиями, дизайнерами и различными медиа. Сфера ее интересов — теоретический контент, связанный с миром дизайна и искусства.


По теме: Цифровое произведение искусства продано за 69 млн. долларов

Быть человеком — значит быть человечным

Я верю, что вместо привычной сольной карьеры мы увидим новую волну коллективного движения художников. Очевидно, искусство как форма высказывания общества и как результат работы группы возвращается. Даже те, кто живет изолированно, как, например, великая Андреа Циттель, делают частью своей художественной практики искусство других людей — и, соответственно, отношения с ними. Идея гуманизма может противостоять всему другому — и думаю, что это противостояние совсем скоро мы будем рассматривать в коллективном формате.

Федерика Сала фото
Выставка Viavai на Via Della Spiga под кураторством Федерики Сала, прошедшая в Милане

Реакция арт-рынка на локдаун

В последний год некоторые арт-ярмарки, аукционные дома и галереи переформатировали свою деятельность и вплотную приблизились к концепции онлайн: это позволило поддерживать тесную связь с коллекционерами и продолжать работать над проектами. Для других институций реальность как бы на время заморозилась: все просто ждали, чтобы ситуация вернулась на свои места. Я всегда полагала, что мы должны думать по-новому, осмысливать и демонстрировать искусство и культуру в целом. Например, во время второго карантина, когда в Италии все было закрыто, я курировала выставку под названием Viavai — она проходила в пустых витринах бутиков на Via Spiga в Милане.

Выставка была первой инициативой VIA Visiting Installation Art (проект Лоренцо Ломбарди и Валентины Ангелони), которая открылась в конце января и продлилась три месяца — она представляла инсталляции Натали дю Паскье, Регины Шуман (Dep Art Gallery), Лоренцо Виттури (галерея Т293), Джанлуки Мальджери и Арины Эндо (галерея Magazzino). Вы могли просто увидеть выставку как некий разрозненный музей, находясь за пределами магазинов. Прошлым летом в Швеции был запущен Misschiefs Take Over, который собрал удивительную группу шведских панк-художников и дизайнеров в центре Стокгольма — пустыре.

Во время первой изоляции я оказалась с дочерьми в горах, и в итоге мы пробыли там почти четыре месяца! Это был невероятный опыт — жить на природе, ведь я всегда жил в большом городе, и даже подумать о подобном было невероятно. У меня появилось гораздо больше времени, чтобы читать и разговаривать с людьми. Обычно мы сталкиваемся с обратным: отсутствием доступного времени. А в данной ситуации внезапная возможность поболтать и поговорить с художником и дизайнером была весьма обогащающей.

Федерика Сала фото
Выставка Viavai на Via Della Spiga под кураторством Федерики Сала, прошедшая в Милане

Новые формы взаимодействия

Я думаю, что галереи проделали большую впечатляющую работу, создавая видео и подкасты, а также дополнительный контент о произведениях искусства. Этот повествовательный пласт оказался очень важным. Ситуация была намного сложнее для тех важных галерей, которые работают с молодыми художниками, и часто собирают коллективные выставки. Для них ограничения оказались пагубны: выявить индивидуальность мастера на расстоянии довольно сложно. Так или иначе, появилось много работ, созданных за прошедший период. Например, часть выставки Юваля Авитала в Строительной галерее в Милане или красивая стена с рисунками Миммо Паладино в галерее Карди были задуманы во время изоляции: их экспозиции очень трогательны. Я считаю, что для художников невероятно важно было сосредоточиться на своей работе.

Роль цифровых платформ

Цифровые платформы были очень важны в момент начала пандемии. Но в то же время я думаю, что их тотальное распространение несет с собой много рисков. Прежде всего, если вы посмотрите на результаты продаж арт-платформ и онлайн-ярмарок, то они покажут прекрасные показатели для супер-авторитетных и узнаваемых художников. Вы покупаете то, что знаете — и то, что узнаваемо во всем мире. В определенном смысле, это результат негативного влияния социальных сетей: создается иллюзия, что все можно свести к красивой качественной картинке. Цифровые платформы предлагают уплощенную версию того, что есть искусство.

Многие произведения искусства нельзя свести к изображению — их нужно воспринимать вживую. Но, в то же время цифра разрушила границы между странами, и это может принести много преимуществ галереям и художникам, даже если я все еще думаю, что покупка — это физический опыт, как и посещение галереи и студии. Конечно, если есть возможность, перед покупкой нужно обрести полноту впечатления — оно помогает произведению искусства отразить его человеческую историю и биографию. Да, покупка на цифровой платформе может быть практичной, но убивает все удовольствие.

Цифра и NFT

Я думаю, что дискуссия о NFT и цифровом искусстве ничем не отличается от споров прошлого века о фотографии. Фотографию долго не считали искусством из-за того, что ее можно печатать какими угодно тиражами — и не принимали как самостоятельный вид. То же самое и с цифровым искусством. Мы находимся только в начале этого нового способа выражения, и NFT — способ его определить и подтвердить. Печально только то, что в конечном итоге этот вид искусства определяется рынком и его инструментами — а не историческими и эмоциональными факторами, как должно быть.

Новые способы экспонирования

Изменится, главным образом, способ повествования. Важность видеорепортажа, особенно после ситуации с пандемией, возросла — особенно это очевидно во многих материалах Netflix. Мы вернулись в новую эру документального кино, в которой дизайн и искусство также наделены множеством возможностей для самовыражения, и это прекрасно. Если вы вспомните фильм, подготовленном Musée du Louvre после выставки Леонардо да Винчи, вы увидите, насколько велик потенциал. Но музеи, компании и галереи должны понимать, что для этих вещей нужны кураторы, креативщики и директоры, чтобы извлекать сокровища из архивов и превращать их в проекты. Это касается и искусства, ведь у нас появился новый инструмент, который может помочь раскрыть и испытать дополнительные эмоции. Например, подкаст Artefatti Франческо Бонами и Костантино делла Герардеска объединил голоса, а затем смешал их с Instagram в качестве ссылки: вы слушаете его и представляете изображение — но, если хотите, можно увидеть точное произведение искусства, на которое они ссылаются. Так, в конце сноски на странице в книге вы можете захотеть найти более глубокую информацию. Или работа, в которой дуэт Soft Baroque начал изучать взаимосвязь между объектом и его репрезентацией. Они изобрели мебель, которая затем становится цифровым опытом и воображением.

Я думаю, что в будущем мы всегда будем интегрировать физический и цифровой подход, чтобы охватить людей, находящихся в других старах и городах, а также тех, чья подвижность ограничена. Эксперименты в стиле maxxicasamondo, проводимые Домитиллой Дарди или Extraperlo Madrid, очень интересны и действительно показывают, как мы находимся в начале новой эры, которая в некотором смысле заставляет нас выйти из зоны комфорта и начать учиться всему заново. Если не лениться — это супер-захватывающе.

Недавно у меня была возможность курировать мою первую цифровую выставку благодаря Эмануэле Фарнети, главному редактору Vogue Italia, который решил сделать цифровую версию проекта Life in Vogue (родился в 2018 году в их офисе в Милане, где я с самого начала была куратором). Вначале это было довольно сложно, поскольку у меня не было даже технического словарного запаса, чтобы понять все возможности, но, в конце концов, проект превратился в способ открыть двери в личную жизнь вовлеченных дизайнеров. К моменту, когда работа подходила к концу, все дизайнеры поделились множеством дополнительных материалов, таких как видео, тексты, изображения, плейлисты. И вы попадали на выставку, зная о создателях — Винсенте Дарре, Анне Карлин, Люке Эдварде Холле, Nendo, Studiopepe, Марион Маилендер — гораздо больше. И о том, чем они живут, и что их интересует.

Федерика Сала фото

Концентрация красоты у нас в Pinterest