Ласло Худьец: главный архитектор Шанхая

Публикация подготовлена в рамках Года венгерского дизайна, инициативы Венгерского культурного центра в Москве.

Судьба венгерского архитектора Ласло Худьеца (László Hudec, 08.01.1893 — 26.10.1958) невероятна и удивительна. Волею судьбы он в течение почти трех десятилетий был главным строителем Шанхая. Эволюция его творчества захватывает дух. Диапазон его интересов был феноменальным: стиль Худьеца развивался от эклектичного неоклассицизма, популярного в начале XX-го века, до ар-деко и стилистики современных зданий. Он разработал такие архитектурные каноны, которые считаются иконами стиля и по сей день.


По теме: 5 фантастических церквей Имре Маковеца

Ласло Худьец (иногда его имя произносят Ладислав Худец) проложил путь к новому стилю архитектуры, значительным образом повлиявшим на облик Шанхая, где он работал почти 30 лет, с 1918 по 1947 годы. Его наследие и многочисленные архитектурные сооружения в Шанхае и его окрестностях (всего более 60) восхищают до сих пор.

Успех Худьеца был обусловлен рядом факторов: его европейскими архитектурными корнями, адаптивным подходом при работе с клиентами, творческой способностью уловить суть каждой конкретной эпохи, а также редкой удачливостью. Биография архитектора — яркий пример того, как как оказаться в правильном месте в нужное время.

Шанхай был процветающим городом в период между 1920-1930 годами, и вместе с экономическим бумом в городе началось «золотое десятилетие» градостроительства. Худьецу, венгерско-словацкому архитектору, удалось стать одним из самых влиятельных людей того времени, хотя события предыдущих лет его жизни были настолько драматичны, что вполне могут стать сценарием для кинофильма.

Здание Grand Theatre, 1933

В 1914 году, получив диплом Будапештского университета технологии и экономики, с началом Первой мировой войны он вступает в ряды австро-венгерской армии, где после нескольких месяцев службы, в 1916 году, попадает в российский плен. Пленных тогда отправляли в Сибирь, где в 1917 году он заболел брюшным тифом, а при перевозке больных и раненых на поезде Красного Креста ему удалось бежать в сторону китайской границы. В результате в 1918 году он оказался в Шанхае, где сначала присоединился к американской архитектурной компании, а вскоре открыл собственную контору.

Американский клуб, один из ранних шедевров Худьеца, построенный в 1924 году он был одним из трех престижных клубов для эмигрантов, живущих в Шанхае. Архитектор спроектировал это здание под влиянием избыточного американо-георгианского стиля, который в то время пользовался огромной популярностью в США. В этом роскошном клубе были устроены пятьдесят спален, сад на крыше и банкетный зал, бильярдные столы, боулинг и турецкая баня: так понималась роскошь джентльменами 1920-х годов.

Знаменитое здание Park Hotel, которое около полувека было главной высотной доминантой Шанхая

Удивительно, что многие шанхайские постройки Худьеца сохранились в первозданном великолепии. Одним из таких известных архитектурных произведений является Park Hotel: когда-то самое высокое здание на Дальнем Востоке. Шанхайское бюро управления земельными ресурсами в 1950 году официально назвало его нулевой центральной точкой Шанхая. В качестве точки отсчета для полного обзора координат города использовался центральный флагшток отеля. Здание служило архитектурной доминантой Шанхая почти полвека.

Особняк Wukang, 1924

Особняк Wukang (его также называли «апартаменты Normandie») — еще одно здание с богатой историей. Wukang был завершен в 1924 году, и стал резиденцией многих знаменитостей. Эту треугольную в плане конструкцию, очевидно подражавшую знаменитому нью-йркскому зданию Flatiron, в свое время называли «доской для дайвинга»: многие покончили с собой, прыгнув с его крыши. Сейчас этот исторический особняк, когда-то находившийся в бывшей французской концессионной зоне Шанхая, получил статус охраняемого исторического наследия.

Здание Объединенного сберегательного общества (Union Building Of The Joint Savings Society)

Монументальное здание Объединенного сберегательного общества (Union Building Of The Joint Savings Society) выполнено в британском георгианском стиле. Joint Savings Society сформировалось в 1923 году из четырех крупных китайских банков. Новая финансовая организация объявила открытый конкурс на постройку офиса в Шанхае, который и выиграл молодой Худьец. И, хотя эта архитектура по сравнению с другими постройками Худьеца довольно лаконична, дизайн строится на контрасте белого мрамора и темно-коричневых кирпичей, что делает его потрясающим образцом архитектуры.

Худьец всю жизнь стремился найти правильный баланс между материалами, цветом и архитектурным дизайном. Он провел много бессонных ночей, пытаясь усовершенствовать это здание. Когда оно было завершено, газета «Дальневосточное обозрение» утверждала, что это «одно из самых уникальных зданий в деловой части города».

Одно из самых красивых зданий архитектора, Green House, создано под влиянием конструктивизма. Это первое частное здание с лифтом в Китае

Худьец много проектировал и в сфере частной архитектуры. Вероятно, самый известный из его многочисленных построек — этот так называемый «Зеленый дом», Green House, созданный в конце 1930-х. В свое время он считался настоящим шедевром: это был первый частный дом в Шанхае с электрическим лифтом (лифт в рабочем состоянии до сих пор). Дом был заказан Ву Тонгвеном, китайским магнатом, владевшим производствами, где создавался пигмент для окрашивания униформы китайской националистической армии в зеленый цвет. Шли годы, и в Зеленом доме стал часто появляться молодой племянник промышленника: он играл в семейных садах и на примере этой выдающейся архитектуры оттачивал свой дизайнерский талант. Когда этот племянник переехал в Америку, его имя стало звучать как Бэй Юймин (или Пей).

Здание China Baptist Publication Society, одно из самых брутальных в творчестве архитектора

Одно из самых брутальных сооружений архитектора — China Baptist Publication Society (Китайское баптистское издательское общество) — соседствует с его же зданием Христианского литературного общества. Вместе они известны как Здания Истинного Света. Завершенные в 1932 году, постройки были связаны по смыслу и похожи по планировке. Там же размещался и офис Худьеца с 1932 по 1947 годы. Считалось, что Христианское литературное общество одним из первых представило в Китае западные публикации, такие как «Капитал» Маркса, в то время как Китайское баптистское издательское общество публиковало широко известное религиозное периодическое издание «Истинный свет», собственно и дав название зданиям-близнецам. Ранние планы показывают, что острые бетонные точки, выступающие над колоннами здания, изначально были спроектированы в виде венков и цветочных лепестков. Поздние планы, которые и были воплощены, сильно изменились по сравнению с первоначальным замыслом: исследователи считают, что суровый облик архитектуры отражал личные проблемы архитектора в то время.

Покинув Шанхай в 1947 году, Худьец переехал в Лугано, а затем в Рим. Последние годы своей жизни Худьец провел в Швейцарии, Ватикане и Калифорнийском университете в Беркли. В 2010 году документальный фильм «Человек, изменивший Шанхай», рассказывающий о жизни Худьеца, был показан в стенах его собственного творения — Grand Theatre. Этот фильм был создан при участии его детей, которым самим к тому времени было уже за 80 лет. Мартин (87 лет) из Монако, Тео (85 лет) из Канады и Алесса (82 года) из США, рассказали захватывающую историю из жизни своего отца. Алесса в рамках съемок этого фильма впервые посетила свою родину, и вместе со своим братом Тео они решили посетить Китай 63 года спустя после того, как они его покинули. Это вдохновляющее кино не только исследует многие захватывающие детали жизни Худьеца, «отца азиатских высоток», но и открывает множество фактов о жизни в колониальном Шанхае до образования Китайской Народной Республики.

Публикация подготовлена в рамках совместной программы ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН с Венгерским культурным центром в РФ. Материалы на сайте interior.ru объединены хэштегом #венгерский дизайн.

Делимся прекрасным в Instagram