Выставка Mon Univers в павильоне Ле Корбюзье

17 июля 2019 г.

Выставка Mon Univers в павильоне Ле Корбюзье

Недавно отремонтированный Pavillon Le Corbusier в Цюрихе открыт для публики. Последняя постройка Ле Корбюзье — архитектурный шедевр —  работает как музей. Выставка Mon Univers исследует страсть к коллекционированию великого архитектора и дает представление о его «творческой вселенной».

Павильон Ле Корбюзье появился благодаря Хайди Вебер. Галерист и меценат, она получила права на 50-летнюю аренду земли в районе Zürichhorn и заказала Ле Корбюзье проект здания под выставочный павильон. Работы, которые полностью финансировала Вебер, начались в 1964 году, но прекратились со смертью Ле Корбюзье в августе 1965-го. После этого Вебер удалось собрать новую команду и успешно завершить строительство в соответствии с чертежами. Музей, получивший название Heidi Weber Museum − Centre Le Corbusier, был открыт в 1967 году.

Лестница в павильоне.

Когда в 2014-м истек срок аренды земли, право собственности перешло к городу. Вебер получила смехотворную компенсацию в размере 1,06 млн швейцарских франков (1, 4 млн долларов), хотя независимые эксперты оценивали объект минимум в 23,5 млн долларов. Музей переименовали в Pavillon Le Corbusier, после чего Вебер вела многолетнюю безуспешную борьбу в судах за восстановление в названии своего имени. Сегодня по поручению владельца, города Цюриха, павильоном управляет местный Музей дизайна (Museum Für Gestaltung Zürich).

Многие подозревают, что такое отношение к Вебер — результат давней обиды властей на ее либеральные политические взгляды и репутацию ярой феминистки. Она активно участвовала в движении суфражисток, чтобы дать швейцарским женщинам право голоса. Это случилось в 1971 году, и Швейцария была последней страной в Европе, которая сделала это.

Открытый в 1967 году павильон Ле Корбюзье с самого начала использовался в качестве площадки для представления идей архитектора. В этом же духе он работает и сегодня. С октября 2017 по февраль 2019 была проведена реконструкция здания, которой руководили Сильвио Шмид и Артур Рюгг (Silvio Schmid & Arthur Rüegg).

Первый этаж павильона.

Ле Корбюзье проектировал павильон как идеальную выставочную площадку: искусство, архитектура и порождающая их жизнь объединялись в новом симбиозе. Таким образом Ле Корбюзье реализовал свое видение «синтеза искусств», идея которого преследовала его долгие годы.

Единственное здание из стали и стекла в биографии Ле Корбюзье, павильон ознаменовал новый этап в мышлении архитектора, отказ от бетонных конструкций. Хотя на начальных этапах проектирования были варианты в бетоне да и в интерьере бетон в том или ином виде присутствует.

Структура, подобная кораблю, основана на системе пропорций Modulor, разработанной Ле Корбюзье. Здание воплощает и ряд других его принципов: сборные конструкции (префабы), доступ по пандусу, небольшой сад на крыше, «архитектурный променад» —  тщательно продуманный маршрут через здание, позволяющий посетителю наилучшим образом ознакомиться с архитектурой и открывающимися видами.

Первый этаж павильона. Экспозиция Mon univers.

Выставка Mon univers («Моя вселенная») занимает все четыре уровня, 600 кв. метров, и посвящена Ле Корбюзье-коллекционеру. На протяжении всей своей жизни архитектор собирал объекты самого разного толка: из сферы искусства, промышленности, народных ремесел, дары природы. «Объекты поэтического отклика», как сам владелец называл свои трофеи, он аранжировал в ансамбли. В его коллекции можно обнаружить морские раковины, керамику с Балкан, бронзу из Бенина, выброшенные на берег обломки, стеклянные бутылки.

Второй этаж павильона. Экспозиция Mon univers. На переднем плане кресло LC 2, дизайн Ле Корбюзье, Шарлотты Перриан, Пьера Жаннере.

На выставке предметы из коллекции дополнены историческими фотографиями, картинами, скульптурами. В пространстве рассредоточены предметы мебели авторства Ле Корбюзье. Примечательно, что переизданию четырех основных моделей в их нынешнем виде как никто другой способствовала уже упомянутая Хайди Вебер.

Второй этаж павильона. Лаунжд-зона с культовыми предметами мебели. На переднем плане шезлонг LC 1–4 созданный Ле Корбюзье, Шарлоттой Перриан, Пьером Жаннере.

На нижнем уровне демонстрируются фильмы Ле Корбюзье, снятые на 16-миллиметровую пленку, на стену проецируется широкоформатный фильм. Легендарная инсталляция 1935 года Les arts dits primitifs dans la maison d’aujourd’hui воссоздана в двухсветном атриуме. В небольшой библиотеке представлены фотографии, сделанные Рене Бурри (1933–2016), которого называют визуальным летописцем Ле Корбюзье.

Ле Корбюзье, Альбер Жаннере и Амедей Озанфан на вилле Maison Blanche, первом проекте Ле Корбюзье. Город Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, 1919.
Ле Корбюзье с своей коллекцией Collection particulière в квартире-студии в Париже. Фото Рене Бурри, 1959. Из коллекции Музея Дизайна в Цюрихе.
Терраса на крыше павильона.
Первый этаж павильона Ле Корбюзье в Цюрихе.

Музей функционирует только в теплое время года. Понимая, сколь велик интерес  к фигуре Ле Корбюзье, дирекция  увеличила время работы до семи месяцев (с мая по ноябрь) и шести дней в неделю (выходной понедельник).

Зона кухни.

Каждый год в павильоне планируется устраивать новую выставку, раскрывающую различные аспекты творчества Ле Корбюзье. Швейцарско-французский архитектор, теоретик архитектуры и градостроитель был также художником, скульптором, дизайнером мебели и оставил после себя весьма разнообразное наследие. Образовательная программа с экскурсиями, лекциями и концертами, подготовленными специально для павильона, сделает его еще более привлекательным местом.

Выставочный зал на первом этаже павильона.
Фрагмент лестницы.
Дымоход.
Пандус — обязательный компонент архитектуры Ле Корбюзье.
Пандус — обязательный компонент архитектуры Ле Корбюзье.
Фасад павильона с панелями, покрытыми эмалью.
Деталь фасада.
Водосточная труба.
Предметы из коллекции Ле Корбюзье Сollection particulière.
Предметы из коллекции Ле Корбюзье Сollection particulière.
Предметы из коллекции Ле Корбюзье Сollection particulière.
Ле Корбюзье. Эскиз № 2 для павильона в Цюрихе. 29 июля 1961 года.