Яков Чернихов: архитектор авангарда в Еврейском музее и центре толерантности
23 сентября 2025 г.

Выставка «Яков Чернихов. Образ будущего. Архитектурные фантазии русского авангарда» в Еврейском музее и центре толерантности — это масштабная ретроспектива творчества Якова Чернихова, архитектора, художника, педагога и исследователя. В 10 залах представлены более 500 оригинальных работ: архитектурные проекты, графические циклы, макеты, рукописи, фотографии, документы, личные вещи.
По теме: «Красный гвоздильщик» после реставрации: здание конструктивизма для Школы дизайна НИУ ВШЭ

Первый зал при помощи мультимедийного решения предлагает почувствовать уникальность архитектуры Чернихова, где пространство как будто освобождается от законов гравитации. Во втором зале представлена инсталляция «Учебный класс графических искусств», где можно познакомиться с необычной методикой преподавания Чернихова.

Следующий раздел посвящен лаборатории Чернихова в Военно-Микробиологическом институте, где он создавал зарисовки микроорганизмов, ставшие основой серии «Аристография». Эти работы раскрывают принцип абстрактных построений через тональное сочетание красок.

Четвертая инсталляция — личный кабинет архитектора в доме № 8 на набережной канала Грибоедова в Ленинграде. Этот кабинет граничит в экспозиции с залом, посвященным серии «Архитектурные сказки» (пятый раздел выставки). «Архитектурные сказки» создавались на фоне смены политической парадигмы в стране, и вместе с этой сменой формулируются принципы социалистического реализма, отменяя эксперименты и свободные поиски 1920-х годов.

Шестой зал воссоздает проектную мастерскую Чернихова-архитектора. Самой известной постройкой стал Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик», где с 10 июля 2025 года располагается музей Якова Чернихова (как часть факультета архитектуры и дизайна Высшей школы экономики).

Седьмой раздел демонстрирует работу Якова Чернихова над созданием метода построения шрифтов. Результаты этой работы вошли в книгу «Построение классического шрифта», где Чернихов применил теоретические принципы разработки архитектурных форм к созданию шрифтовых моделей. В этом же зале выставка рассказывает о серии «Военная маскировка», архитектор работал над ней в начале Второй мировой войны. Цикл был почти полностью утрачен в 2006 году, когда из Российского архива литературы и искусства было украдено несколько тысяч рисунков Якова Чернихова.

Последний зал посвящен одному из самых загадочных циклов Чернихова «Дворцы и пантеоны». Многие мотивы, обозначенные Черниховым в этом цикле, нашли воплощение в современной архитектуре, а также фантазийном мире видеогейминга и кино. «Умение фантазировать есть первая основа новой архитектуры» — эта формула стала творческим манифестом Якова Чернихова. Он верил, что язык рисунка станет основным языком цивилизации, и его предсказание воплотилось в наши дни в цифровых технологиях и веб-дизайне.

«Новая выставка впервые покажет наследие архитектора авангарда Якова Чернихова максимально полно. Кураторы задумали его как серию кабинетов, каждый из которых раскрывает определенную грань таланта мастера. Его архитектурные шедевры и сегодня вдохновляют современных архитекторов, педагогов и студентов. Экспозиция включает коллекцию оригинальных работ Чернихова, а уникальная архитектура выставки станет площадкой для диалога и стартом развития собственных творческих фантазий для каждого посетителя», — отметила Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности.
До 11 января 2026
