KASA: создавать архитектуру — значит создавать будущее

KASA архитектура фото

Российско-японская архитектурная студии KASA — это практика, основанная Александрой Ковалевой и Кей Сато. Их проект реконструкции Павильона Российской Федерации, спроектированного Алексеем Щусевым и построенным в 1914 году в Венеции, не просто восстанавливает отношения здания с окружающей средой — теперь это место соответствует современным выставочным стандартам. Основатели KASA рассказывают о своем видении архитектуры будущего, теме нынешней Биеннале и особенностях их проекта для российского павильона. Проект реализован под руководством 2050.plus.  


По теме: Венецианская архитектурная биеннале: павильон РФ перенесен в онлайн

KASA архитектура фото

Об актуальном в архитектуре

Время меняется с экспоненциальной скоростью, и думать об архитектуре в том же темпе — значит становиться зависимым от того, насколько эта сфера подвержена деятельности, связанной с потреблением. Поэтому нас интересуют не столько изменения и тренды в архитектуре, сколько ее истоки. Мы стремимся к такому типу современности, которая обращена и к прошлому, и к будущему. Вместе с тем мы верим, что создавать архитектуру — значит создавать будущее.

Дигитализация невесома. Мы полагаем, что в этом и состоит существенная разница между настоящей архитектурой и виртуальной. В мире существует множество прекрасных явлений — прикосновение ветра или шум дождя, которые весомы и важны для нас. С развитием цифровых технологий происходит переоценка ценности этих явлений, и они становятся все более важными — ведь они прежде всего опираются наши чувства. Архитектура невозможна без этих явлений.

Архитектура — это в определенном смысле история расположения границы между внутренним и внешним пространством. Это поиск ответа на вопрос как изолировать интерьер от внешней среды. В итоге получается огромная коробка — универсальное пространство, настолько меланхоличное, что мы забываем о том контексте, в котором находимся. Какую архитектуру мы можем создать, не проводя четкой границы между внутренним и внешним?

Современный город породил множество зданий, разделенных определенной типологией и вмещающих единственную функцию. Этот ценностный подход достиг своих пределов. Офисные здания, которые когда-то были плотно заселены, теперь пустуют — люди начинают работать из дома. Архитектура наконец-то освобождается от своей мучительной роли и возвращается к людям.  Мы думаем, что сейчас важно начать создавать архитектуру на базе новых принципов, которые в первую очередь обращаются к эмоциям и ставят под сомнение здравый смысл.

Что произвело впечатление на нас в последнее время? Храмы Kozan-ji Temple и Nanzen-ji Temple в Киото, здание Фонда Cartier в Париже, библиотека Алвара Аалто в Выборге и дебаркадер на Киевском вокзале в Москве.

Павильон Россия в венеции фото
Павильон Россия на Венецианской биеннале фото
KASA архитектура фото

Павильон Россия в венеции фото

Как мы будем жить вместе?

Тема биеннале породила много мыслей и дискуссий, но также научила нас мыслить шире. Мы крайне благодарны такой постановке вопроса — и в первую очередь мы заинтересовались значением «Мы». Ведь чаще всего людей не волнуют дела других, и только когда что-то касается именно нас — мы начинаем замечать тот или иной феномен. Сейчас можно наблюдать доминирование «я», за пределами которого существует «ты», «он или она», то есть другие. «Мы» непреднамеренно соединяет вместе «я», «ты», «он или она» и может стать тем коллективным «я», которое стремится к гармонии.

Тема «Как нам жить вместе?» поднимает вопрос о создании пространства, где всё и вся может сосуществовать в гармонии. Это пространство, уважающее различия и ценящее историю, в котором настоящее и будущее сосуществуют. Проект обновления российского павильона, с самого начала и до конца, был поиском качества такого пространства или хотя бы попыткой его начать. Это должно было быть пространство заботливой архитектуры, где прекрасное и безобразное, реальное и цифровое, низкое и высокое, единственное и множественное, светлое и темное сосуществуют вместе.

Венецианская архитектурная биеннале фото

Венецианская архитектурная биеннале фото

Венецианская архитектурная биеннале 2021 фото

Российский павильон: между прошлым и будущим

Идея проекта обозначалась постепенно. Она вырастала из конкурсного предложения о выражении национальной идентичности и из размышлений о том, какое будущее должен транслировать обновленный павильон. Мы представили открытое каждому, гостеприимное место, которое живет в гармонии с окружающей средой. И задумались над уникальным российским образом жизни — двойственным, между городом и деревней. Павильон, переданный нам Алексеем Щусевым, был бережно воспринят замечательной командой архитекторов, кураторов и инженеров. Данный проект — не работа одного бюро, а калейдоскоп коллективных действий, которые сделали проект реальностью. Мы заново открыли красоту здания Щусева и скорректировали взаимоотношения каждого элемента, чтобы вновь представить его посетителям.

Как сделать так, чтобы павильон прослужил еще сто лет, оставаясь актуальным для посетителей? Было реализовано несколько решений, включая трансформацию пространства — важно было представить как можно больше сценариев его использования, учитывая при этом уникальные характеристики каждого помещения. В определенном смысле мы создали проект-ориентир, которому можно следовать. В дополнение к отдельным высоким комнатам на первом этаже появились пространства на цокольном уровне — это манифест гибкости и открытости, который отвечает концепции разделения и соединения существующих галерей. В павильоне появились новая лестница и лифт.

KASA архитектура фото

Искусство восстановления

В рамках проекта реконструкции Российского павильона, мы придумали термин «искусство восстановления». Это концепция, которая позитивно отражает акт «ремонта» и добавляет объекту новую ценность, как в процессе японского искусства кинцуги. Данную концепцию можно также применить при создании нового здания во времена необходимости заботливого подхода к месту проектирования. Если первична мысль о ремонте или переосмыслении ценностей, а не о «создании», то появляется возможность рассмотреть на проект в гораздо большем масштабе, чем просто архитектурный объект. Акт «создания» архитектуры, к примеру, можно рассматривать как способ «восстановления» города и окружающей среды. Тогда возникает вопрос: каким образом новое здание может стать частью его окружения как активный и жизненно важный элемент, а не как пассивное дополнение. Тем самым, мы начинаем мыслить гораздо шире и глубже, чем само здание.

Российский павильон в венеции фото
KASA архитектура фото
KASA архитектура фото

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит