Atelier Štěpán: церковь в Брно

Современные церкви фото

Завершено строительство одной из самых впечатляющих современных церквей, Church of Beatified Restituta, спроектированной бюро Atelier Štěpánс в Чехии. Архитектор Марек Ян Штепан (Marek Jan Štěpán) наполнил здание поэтическими деталями, полными смысла — он занимался этим проектом более 30 лет. Церковь расположена недалеко от Брно в местечке Лесна (Lesná). Площадь внутренних помещений этого комплекса составляет около 2350 кв. метров.


По теме: 5 фантастических церквей Имре Маковеца

Современные церкви фото

Намерение создать необычную церковь возникло у Марека Яна Штепана (Marek Jan Štěpán) еще в 1968 году, и наконец, спустя 50 лет, были собраны средства воплощение этой идеи. Место для ее возведения выбирали архитекторы Франтишек Зунек и Виктор Рудиш, известные как авторы авангардных жилых комплексов. Стротельство церковь полностью финансировалось за счет церковными пожертвований. Она посвящена почитаемой святой — блаженной Марии Реститута, которая родилась в этом месте.

Примечательно, что церковь расположена в самом центре жилого массива, построенного в устье ущелья Чертова скала. Прилегающая территория почти вся застроена высокими бетонными многоквартирными домами. Архитекторы решили, что новая церковь не будет и не должна конкурировать с ними по размеру. Были выбраны лаконичные формы с почти элементарной геометрией: архитекторам хотелось, чтобы внятная идея легко воспринималась людьми.

Современная архитектура фото
Современная архитектура фото

Участок, обозначающий священное место, оформлен как прямоугольное плато. На нем расположены три основные постройки комплекса: церковь, башня и духовный центр (проект Зденека Буреша). Духовный центр в плане прямоугольный, башня — треугольная, а церковь — круглая: таким образом представлены все три основные геометрические формы. Этот священный комплекс намеренно решен в совершенно ином масштабе городского окружения, что делает его доминантой на совершенно новом уровне.

Планировка церкви круглая. Круг, по словам Штепана — вековой символ неба и вечности (в отличие от квадрата, который относится к земле и быстротечности). Небо отражается в ярком панорамном кольцевом окне, окружающем церковь прямо под крышей (он напоминает один из арт-проектов Олафура Элиассона).

церковь в Брно фото
церковь в Брно фото

«Можно сказать, что это коридор парит над Лесной или, если говорить образно, переходит на трансцендентный уровень, — утверждает Марек Штепан. — Мы выбрали круглую форму церкви по нескольким причинам. Круг — форма полноты, символическая точка остановки района и его духовный фокус. Церковь должна быть местом, где люди могут отдохнуть от повседневной суеты, задуматься и погрузиться в собственные мысли. Круг также очень близок к современному восприятию литургии в церкви, которая представляет общину апостолов и Иисуса за столом во время Тайной вечери. Скиния расположена в высокой освещенной сверху апсиде, которая находится с левой стороны церкви. Стена церкви в этом месте как бы «разорвана» треугольным отверстием: оно указывает на разрыв завесы Иерусалимского храма.

церковь в Брно фото

Я верю, что существуют вещи, выходящие за рамки нашего понимания — они часто завуалированы, потому что лежат на границе или даже за границами человеческого восприятия. Я попытался интерпретировать их в архитектуре: результатом стала форма купола Лесненской церкви. Свет падает внутрь церкви, но его источника не видно. Окна скрыты за широким выступом, источник света завуалирован. Как на сознательном, так и на бессознательном уровне свет в церкви представляет существование мира за пределами нашего физического опыта. Сверхъестественный характер света достигается за счет его диффузии». Асимметричный купол отливался с помощью матрицы из деревянных досок, напоминающей отпечаток пальца (это символизирует «прикосновение творца»).

церковь в Брно фото
церковь в Брно фото

Круговая радуга стала главным мотивом для 80-метрового окна церкви — это символ завета между творцом и людьми. Мягкие и плавные линии конструкции образуют будто бы бесплотное внутреннее пространство, наполненное светом из кольцевого окна наверху. Целью было достигнуть иллюзии непрямого мягкого дневного света, не отбрасывающего резких теней.

«Вопрос о восприятии церкви — скорее вопрос о современном восприятии мира. В эпоху барокко интерьер церкви полностью покрывали декором или фресками, он служил своего рода комиксом, поскольку посетители церкви не умели читать. Сегодня ситуация обратная: мы живем в мире, полном легкодоступной информации, зрительных и других ощущений, атакующих нас со всех сторон, поэтому церковь должна служить пространством для созерцания, пространством, лишенным лишних визуальных и звуковых ощущений».

Башня, возведенная чуть поодаль от церкви, благодаря треугольному плану этажа изнутри выглядит не так, как снаружи. Снаружи это скорее статичный кубус, похожий на укрепления старых церквей. Сторона, обращенная к церкви, дополнена квадратным фонарем, а желтая грань с глокеншпилем и красная грань обращены в сторону центра Брно. Высота башни 31 метр: это доминанта района. Сквозь нее проходит стальная винтовая лестница.

Современная архитектура фото
Современная архитектура фото
Современная архитектура фото
Современная архитектура фото
Современная архитектура фото
Современные церкви фото
Современная архитектура фото

Современная архитектура фото

Современные церкви фото
Современная архитектура фото
Современная архитектура фото
Современная архитектура фото
Современная архитектура фото

Будьте в курсе первыми с нашим Facebook