Дуг Эйткен: дом художника в Калифорнии

Фасад с эркером. На плоской крыше устроена терраса с садом.

Как живет художник? Дуг Эйткен ставит над собой эксперимент в Калифорнии. «Нет различия между создаваемыми мною работами и миром, в котором я живу», — заявляет Дуг Эйткен. И это чистая правда. Дуг из тех художников, что ищут новый язык XXI века. Обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале, Эйткен работает в скульптуре, фотографии, пишет книги, устраивает масштабные хэппенинги. Но наиболее интересны его высказывания в видеоарте.

Особый проект Дуга — его собственный дом: тотальная инсталляция на стыке архитектуры, дизайна и арта под названием Acid Modernism (acid переводится как «кислотный»). «Мы искали новое направление в модернизме — галлюцинаторное, дающее богатые ощущения, будоражащее органы чувств».

В столовой установлен «звуковой стол». Справа — лестничная клетка, облицованная зеркалами, — они превращают ее в сияющий калейдоскоп. 
В столовой установлен «звуковой стол». Справа — лестничная клетка, облицованная зеркалами, — они превращают ее в сияющий калейдоскоп. 

Как автор достигает эффекта? Девять геомикрофонов, внедренных в почву под фундаментом, передают звуки движения тектонических пластов, шум приливов и отливов, голоса улицы. Динамики, установленные по всему дому, воспроизводят равномерные щелчки и гудение, стоит хозяину прибавить громкость. Шесть других микрофонов встроены под лестницей, отчего та превращается в гигантский ударный инструмент. Для желающих отстучать ритм хозяин держит легкие молоточки, но гости могут использовать и собственные ноги. Кроме того, наиграть мелодию можно на двух акустических столах, звучанием напоминающих ксилофоны.

Зеленые кущи в технике шелкографии сливаются с настоящими за окном. Диван спроектирован Дугом Эйткеном. Слева в стене скрыта дверь в спальню.

Лестничная клетка облицована прямоугольными зеркалами, превращающими ее в сияющий калейдоскоп. «В таком окружении легко потерять связь с реальностью, — констатирует хозяин. — В то же время ничто не стимулирует так, как дом, в котором можно экспериментировать. Уверен, что через год здесь произойдут изменения». 

Контрастом к галлюцинаторному звучанию дома выступает его земной теплый облик: открытые деревянные балки, дощатый пол, мебельная классика XX в., например кресла Х. Вегнера.

Несмотря на авангардную начинку, дом приспособлен для комфортной жизни. Эйткен называет свой Acid Modernism «теплым, органическим, негламурным». «Как объединить интерьер с окружением? Как заключить внешний мир в раму архитектуры? Создать дом мечты, где материалы и пространство не вступают в противоречие с природой, а сотрудничают с ней? Вот вопросы, которые сильно волновали нас».

Новый дом Дуг создавал с подругой Джеммой Понсой — они вместе шесть лет. Джемма ведет испаноязычные кулинарные телешоу. Над кроватью — работа Future (2012) хозяина дома.

Богатый сложный узор листвы на стенах сливается с зеленью сада, в бетонных кашпо растут неприхотливые суккуленты. На крыше устроен сад — оттуда открывается вид на Тихий океан, который плещется всего в квартале от дома. Светильник на кухне опутан тропическими эпифитами — они питаются влагой из воздуха, в изобилии возникающей во время готовки. Внутри и снаружи дом отделан натуральным деревом, тот же материал преобладает в мебели.

Стеллаж, перетекающий в комод, а затем в лестницу, — изобретение Д. Эйткена.

Концептуалист Эйткен все умеет превратить в арт: не только свой новый дом (о котором он уже снял видео), но и процесс сноса старого. Столетний коттедж, в котором Дуг жил 12 лет, пока тот не обветшал до критического состояния, был уничтожен  во время съемок фильма House. Пожилые мужчина и женщина (это родители Дуга) сидят за пустым столом.

В облицовке частично использованы старые доски. Традиционный американский уголок для барбекю у Эйткена решен весьма артистично. Точно такую же цилиндрическую форму имеет здание музея Хиршхорна, на котором Дуг представил свой грандиозный видеоарт Song 1.

Вокруг начинают трещать стены, на стол сыпется штукатурка, бьются оконные стекла, но люди не реагируют и продолжают смотреть друг на друга, даже когда падает крыша. «Никаких спецэффектов, — комментирует Дуг. — В последнем кадре зритель видит голую землю. Лишь в этот момент мы начали думать, куда же нам теперь податься». Новую постройку решено было расположить на том же участке, где была старая. В облицовке частично использованы доски родительского дома-предшественника.

Дипломированный художник Эйткен оказался талантливым дизайнером. Спроектировал удачную, будто вырастающую из стен мебель. Его подруга Джемма Понса особенно гордится потайными дверями. Одна скрыта в шелкографической растительности, другая замаскирована под книжный стеллаж. Чтобы ее открыть, надо взять с полки том «Улисс» Джойса — он оказывается намертво закрепленной ручкой. «Выглядит совсем как книга», — радуется Понса.

Теги:
Автор:
Фото:
Jason Schmidt