Фрэнк Ллойд Райт и Ennis House: в жизни как в кино

Немного домов в мире могут похвастаться такой кинематографической судьбой как Ennis House в Лос-Анжелесе. Blade Runner и Mulholland Drive, The Rocketeer и Rush Hour, Buffy the Vampire Slayer и Predator 2 — вот далеко не полный список кинолент, который дополняют рекламные ролики и телешоу. Дэвид Линч высказался так: «Войти в дом Эннисов — все равно что попасть в рай».  

Архитектура Фрэнка Ллойда Райта безусловно стоит голливудского Оскара. Дом, как древний храм майя, восходит ступенями из 27 000 бетонных блоков на вершину холма Лос-Фелис. Материал блоков (комбинация гравия, гранита и песка) был составлен и замешен вручную, в алюминиевых формах. Блоки получили название «текстильных», из-за своего оригинального декора: с двух сторон их украшает сложный рельефный узор в духе культуры майя. В мотиве есть намек на масонский орден, к которому принадлежал первый владелец дома Чарльз Эннис.

Ennis House был спроектирован для Чарльза Энниса и его супруги Мейбл в 1924 году. Владелец сети универмагов, он живо интересовался индейской культурой майя. Большой бюджет и общие с заказчиком вкусы позволили Райту задумать столь грандиозный масшабный проект. Это четвертый, последний и самый крупный в серии домов из «текстильных блоков», спроектированных Райтом в 1920-е годы (все они находятся в Южной Калифорнии).

В лучах заходящего солнца фасад кажется роскошной узорчатой тканью. Внутри дом отличают высоченные потолки, бесконечные коридоры, загадочные блики, которые проникают чере двадцать семь витражных окон. Райт отказался от своей любимой свободной планировки, взамен дом четко разделен на функциональные зоны.

Здесь есть парадная часть: гостиная с балконом, откуда открывается вид на город, столовая с золотым панно из стеклянной мозаики, внутренний двор с бассейном. Для того, чтобы жилые помещения не выглядели монументальными Райт разбил их объемы перепадами высот в две-три ступеньки, ширмами-перегородками, нишами и каминами.

От плана до детали, от фасада до дверных ручек и электрических выключателей — все здесь спроектировано одной рукой — рукой архитектора Фрэнка Ллойда Райта.

Однако Райт рассорился с заказчиками, Эннисы заканчивали проект уже без великого модерниста. Клиент слишком часто высказывал собственное мнение, и Райт со скандалом покинул стройку. В первоначальном проекте не было ни мраморных полов, ни кованой решетки, ни люстр Tiffany, ни мебели ар-деко —мебель, спроектированную Райтом, Эннис делать не стал.

В середине 1990-х здание сильно пострадало от землетрясения, а потом от затяжных ливней, обрушившихся на Калифорнию — памятник находился в аварийном состоянии и требовал глобальной реконструкции.

Дом закрыли для посещения (к этому времени он перестал уже быть частной собственностью), а некоммерческий фонд — Ennis House Foundation — занялся консервацией: на полную реставрацию нужны были 15 млн долл.

В 2011 году «Дом Эннисов» приобрел американский миллиардер и филантроп Рон Беркл за 4,5 млн долл. Берклу пришлось потратить еще около 17 миллионов для того, чтобы восстановить этот неповторимый шедевр американского модернизма. В 2018 году Рон Беркл решил расстаться с исторической недвижимостью, оценив ее в 23 млн долл.

Теги:
Автор:
Фото:
Andrew Pielage/Ennis House Foundation