Альдо Баккер: дизайнер и сын дизайнеров

Альдо Баккер: дизайнер и сын дизайнеров

Альдо Баккер (Aldo Bakker, р. 1971) — сын известных голландских дизайнеров Гийса Баккера, одного из основателей Droog Design, и Эмми ван Лерсум. Сам он тоже дизайнер, хотя благодаря многолетним занятиям йогой скорее напоминает идеально сложенного солиста контемпорари данс. 

Чем прославился? Стеклянными предметами Glass-line (1998), солонкой Saltcellar (2007), столиком Side (2008), кувшином-чашкой Jug + Cup (2011). Все выглядят оригинально, все с первого взгляда  мало напоминают функциональные вещи. Вызов очень важен для Баккера. Неслучайно он нигде не учился, а предпочел оставаться самоучкой. Хотел идти собственным путем. И в результате довольно быстро добился признания и профессионального успеха.

Его работы представляют лучшие галереи по всему миру Particles Gallery в Амстердаме, Spazio Rossana Orlandi в Милане, Gallery S. Bensimon в Париже, Valerie Traan в Антверпене. Он очень плодотворно трудился для Севрской мануфактуры. У Альдо достаточно престижных наград, а его предметы находятся в коллекциях Музея дизайна Vitra, Гентского музея дизайна, Музея Виктории и Альберта в Лондоне, в коллекции амстердамского Стеделейка, в Центральном музее Утрехта, в роттердамском Музее Бойманса ван Бёнингена.  

Скамья Pose, 2011.

В отличие от  коллег-дизайнеров, он почти никогда не проектирует предметы, исходя из необходимости решить какую-то практическую проблему. Ни у кого не возникает вопроса в том, что Баккер дизайнер, но функциональность его предметов проявляется на последнем этапе работы. Зато формы всегда такие, что глаз не оторвать. Будь это ограждение шоссейной дороги, перила лестницы или фасад амстердамского дома XVII века. Баккер смотрит, набрасывает эскизы, рисует и в этом время исследует, может ли форма трансформироваться в объект.

Ваза колл. Crystal, диз. А. Баккер, Atelier Swarovski Home, 2016. Материалы: хрусталь и мрамор.

Свои пластические идеи он высматривает в живописи Сезанна и скульптурах Бранкузи. Именно эти мастера умели сводить вещный мир — груши, яблоки, столы, лица — к геометрической форме. Баккер делает то же самое. Однако он старается, чтобы новая форма привела к появлению нового предмета. И пытается не идти на поводу у стереотипов. Почему, например, в кувшине отверстие всегда сверху? Почему соль и сахар всегда  хранятся в непрозрачных емкостях, и невозможно понять, сколько ты хочешь высыпать? Почему сидение должно быть анатомичным?

Предметы у Альдо Баккера появляются интригующие  и одновременно невероятно простые и логичные. В формах сквозит органика. Довольно часто изделия, спроектированные Баккером, напоминают живые существа, которым отведено особое место в этом мире. Стул  Anura обладает плоской головой, спинкой и ножками. Его Tonus и Candle Dome выглядят как настроящие парики или стрижки, а соусник Vinegar Flask определенно копирует неуклюжего  пингвина.

Стул колл. Urushi Tonus, диз. А. Баккер, 2014. Полиуретан.

Баккер мечтает о том, что его столы, чаши и подсвечники помогут людям по-другому почувствовать окружающий их быт. Быть более медленнными, внимательными, пить, есть и сидеть таким образом, чтобы рождалась более тонко организованная энергия. Дейстивтельно, общение с этими предметами дарит особую концентрацию. А в целом галеристы и знатоки дизайна считают, что Баккер не тот проектировщик, который хочет помочь своей публике. Скорее он хочет бросить ей вызов.