Hariri & Hariri: сестры-архитекторы и новая вилла на «Мысе Трески»

Hariri & Hariri: сестры-архитекторы и новая вилла на «Мысе Трески»

Cестер Харири знает весь дизайнерский мир. Основанное в 1986 году архитектурное бюро Hariri & Hariri Architecture  празднует в этом году тридцатилетний юбилей. Гисью и Мойган Харири — немногие из женщин-архитекторов, таких как Заха Хадид, Одиль Декк, Фаршид Муссави, завоевали себе мировое признание. Это неудивительно, ведь постройки сестер Харири выделяются среди миллионов других своей индивидуальностью, смотрятся всегда свежо и смело. Международные проекты Харири доказали, что модернизм, которому они остаются верны, в правильных пропорциях с «пониманием смысла современного мира и его бешеного ритма» является ключом к творческому успеху в дизайне и архитектуре.

Сестры прибыли в США из Ирана в 1970-х годах для того, чтобы изучать архитектуру в университете Корнелла. Их совместная фирма с самого начала была нацелена на проекты высокого уровня. Вилла, построенная Hariri & Hariri в 2004 году на Лонг-Айленде, стала частью звездного «парка» Sagaponac House — 34 частных дома, созданных самыми известными архитекторами. В 2008 году сестры спроектировали роскошный квартал Sternbrauerei в Зальцбурге — виллы на 80 апартаментов. В состав комплекса входят мастерские художников, выставочные залы, ресторан, спа-центр и парковая зона. Дома окружает горный ландшафт и искусственный канал с водопадами.


Среди удач дуэта — многоквартирный дом Loft building, ставший частью нового структурного образования Two Arts Plaza в Далласе (США). Сестры немного, но всегда заметно выступают в предметном дизайне. Давно сотрудничают с компанией Swarovski и попробовали, как многие звезды большой архитектуры, свои силы в сантехнике. 

Среди недавних работ Hariri & Hariri Architecture — вилла на полуострове Кейп-Код. Какие трудности им пришлось преодолеть, они рассказали журналу «ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН». «Полуостров Кейп-Код известен как традиционное место летнего отдыха богемы — художников, писателей, музыкантов и гей-сообщества. Несмотря на это, он невероятно консервативен. Здесь почти нет современной архитектуры. Наш дом, проект 2400 SF, скорее исключение. Мы построили его в городке Принстаун буквально в нескольких шагах от памятника — здания 1959 года работы Вальтера Гропиуса. Наш заказчик, предприниматель и коллекционер Клифф Шерер, показал нам письмо Гропиуса, которое тот в свое время написал властям Кейп-Кода, отстаивая возможность возведения модернистского дома в Принстауне. И попросил нас создать поражающий воображение пляжный дом, который бросал бы вызов консервативному облику местности, как в свое время это сделал Гропиус. Надо сказать, что проблем нам доставил не только архитектурный код города, но также сложная почва солончаков, вытекающие из нее ограничения (в частности, по высоте) и сложные условия стройки. Тем не менее мы осуществили задуманное и даже применили экологичную геотермальную систему отопления и охлаждения. Мы создали комфортный дом — простой, но не минималистичный. Заказчик получил то, что хотел: революционную, при этом пригодную для жизни архитектуру». 

Сложная почва солончаков внесла ограничения в проект, в частности в том, что касается высоты здания.

«Мы создали комфортный дом — простой, но не минималистичный. Заказчик получил то, что хотел: революционную, при этом пригодную для жизни архитектуру»

МЫС ТРЕСКИ. Крайняя восточная точка штата Массачусетс, полуостров Кейп-Код (в переводе «Мыс трески») — одно из самых атмосферных мест североамериканского континента. Иосиф Бродский посвятил ему поэму «Колыбельная трескового мыса». Здесь, в Новой Англии, начиналась история соединенных штатов. Полуостров уходит глубоко в Атлантический океан и имеет очертания резко загнутого крюка. На самом его кончике городок Принстаун протянулся тонкой полосой низких старинных построек. Завершает линию дом, возведенный сестрами Харири, и здание авторства Вальтера Гропиуса. Дальше — только солончаки и волнорез длиной в милю. 

Фасады облицованы древесиной ипе. «Это очень надежная порода: устойчива к воздействиям стихии даже лучше, чем тик», — объясняют авторы.

МАНИФЕСТ ГРОПИУСА. Вальтер Гропиус (1883–1969) — один из великих архитекторов современности, основатель школы Баухауза. В 1934 г. после нападок национал-социалистов на Баухауз, называвших его «церковью марксизма», эмигрировал в Англию, а затем и в США. Он часто бывал на Кейп-Коде и выстроил здесь модернистскую виллу для профессора психологии кларкского университета Карла Маркисона, предварительно обратившись к властям с открытым письмом. «Бытует представление, что старинный характер Кейп-Кода необходимо заморозить, что новые дома должны воссоздавать историческую оболочку, взятую из прошлого. Видимо, они путают архитектуру с археологией. История показывает, что концепция «красоты» меняется с прогрессом в мышлении и технике. Как только человек представляет себе, что он нашел «вечную красоту», он тут же откатывается в имитацию и стагнацию. Кейп-Код не музей. Он живет, растет, меняется. Только креативное, не имитационное отношение сохранит жизнь этому уникальному региону Новой Англии. Новые здания здесь должны быть изобретены, а не скопированы, вплетены в существующий контекст с тактом, с пониманием масштаба и характерных материалов, но с применением современного архитектурного языка. Мы не можем бесконечно реанимировать реанимированное. Архитектура либо движется вперед, либо умирает». 

Теги:
Автор:
Фото:
Eric Laignel, Hariri & Hariri Architecture, предоставлены компаниями