Одиль Декк наградили Jane Drew Prize 2016

Одиль Декк наградили Jane Drew Prize 2016

Француженка Одиль Декк (Оdile Decq, р. 1955) умеет быть востребованной и не терять свободы. Ее проекты с завидной регулярностью появляются на новостных лентах, только что она стала обладательницей Jane Drew Prize, архитектурной премии, направленной на признание женщин-ахитекторов. И, судя по тому что в течение пяти лет Одиль реставрировала Maison Bernard — постройку венгерского фантазера Антти Ловага, она позволяет себе делаеть то, к чему лежит душа. 

Награда Jane Drew Prize была вручена 24 февраля 2016 года в Лондоне. Одиль отмечена жюри как «архитектор-бунтарь, пламенный защитник равенства и неиссякаемый источник  реактивной энергии». Имя Джейн Дрю (1911-1997) выбрано неслучайно. Мастер тропического модернизма, британка Джейн Дрю — первая женщина-профессор Гарварда и не менее влиятельного Массачусетского технологического института, ее карьера стала примером для других. Премия (10 000 фунтов) существует в рамках программы Women in Architecture Awards (WIA) поддерживающих женщин-архитекторов в их нелегкой мужской профессии.

Частный дом в Сент-Анж, Франция. Studio Odile Decq. 2015. 185 кв. м
Частный дом в Сент-Анж, Франция. Studio Odile Decq. 2015. Дом стоит в парке. Окна расположены на три стороны и на разных уровнях.
Maison Bernard, построенный в 1970-х годах венгерским архитектором Антти Ловагом. Проект реставрации — арх. Одиль Декк.

Одиль Декк — одна из немногих женщин, добившихся успеха в архитектуре. Ее цельный талант пробил дорогу в традиционно мужской профессии. Название архитектурного бюро ODBC складывается из имен его создателей — Одиль Декк и Бенуа Корнетт. Их связывали и архитектура, и общие увлечения, и любовь. Последние 18 лет, после гибели Бенуа в автокатастрофе, Одиль руководит бюро одна, продолжая развивать их метод «гипернапряжения». Суть метода в том, что с пространством можно работать как с пластичным материалом.

Одиль взаимодействует со зрителем, искривляя, сжимая и расширяя пространство, в котором он находится. «Архитектура должна взять на себя заботу о теле человека, вот почему мы экспериментируем с разными формами и функциями. Мы пытаемся пересмотреть принципы человеческого существования».

Рестаран L'Opera в историческом здании Опера Гарнье.
Антресольный этаж ресторана L'Opera.
Phantom, керамика. 45 x 35 x 10 см. Limited edition (8+4). Odile Decq / Bernard Chauveau Éditeur / CRAFT Limoges. 2011.

Первая постройка, принесшая ODBC мировую известность, — административный комплекс Banque Populaire de l'Ouest (BPO) в Ренне, 1990. Скульптурный объем с металлическими фасадами выходит огромной стеклянной стеной на живописную панораму. Необыкновенно длинный холл подчеркивает переход из мира природы в мир металла. Суперсовременное для своего времени здание было с трудом принято французской публикой, которая посчитала «весь этот хай-тек слишком английским». А проект  BPO стал манифестом молодого бюро. «Мы были молоды и были аутсайдерами в профессии. Мы вложили всех себя в этот проект. После премий и публикаций все были уверены, что мы уже завалены заказами. Однако во Франции это работает немного не так. Ты выигрываешь конкурс, и ничего не меняется. Следующие два года мы сидели вообще без работы, а из сотрудников осталась только приходящая уборщица. И мы начали все сначала».

История в каком-то смысле повторилась и после получения ODBC «Золотого льва» за вклад в развитие мировой архитектуры. Во Франции новых заказов почти не появилось, зато Одиль стала строить в Лондоне, Брюсселе и Италии, летать по всему миру с лекциями и, по ее словам, отдыхает теперь только в самолетах.

Жилой комплекс Red Lace во Флоренции.

Самая значительная ее работа 2000-х — это новое крыло музея современного искусства MACRO в Риме. От проекта до реализации прошло целых десять лет. Открытие осенью 2010 года привлекло внимание всего мира. В самом центре города-памятника возник симбиоз исторических строений и ультрасовременной архитектуры с яркими и контрастными решениями. Весь комплекс пронизан трансформирующейся красной «лентой», постоянно меняющей свое функциональное назначение.

Новый корпус музея MACRO в Риме.

Эту страсть, передаваемую архитектурой, свою готовность к риску и открытость Одиль Декк передавала своим студентам в Париже как ректор Ecole Spéciale d'Architecture (ESA) — самого старого (осн. в 1865 г.) и тем не менее прогрессивного архитектурного университета. Работа со студентами, приехавшими со всего мира, похожа на работу в ее мастерской. Несмотря на экстравагантный образ, ее творческий метод не деспотичен.

«Работа в офисе у нас в основном строится по принципу семинара: мы дискутируем, общаемся, обсуждаем идеи. Иногда я набрасываю эскиз, когда что-то приходит на ум, но у меня нет реального времени, чтобы делать все самостоятельно. Идеи приходят в путешествиях, особенно часто, когда я чищу зубы. Я не люблю работать в одиночку». И все решения проверяются макетами. Мастерская буквально заставлена ими. Ведь главное для Одиль — это не внешняя узнаваемость почерка, не навязывание своего эго, а нахождение контекстуального решения. «Слишком многие архитекторы заботятся о красоте линий и дизайне, а не о тех, для кого они строят. Я работаю для людей». 

Cветильник Soleil Noire, Luceplan.
Cкладной нож Noire, Nontron.

Теги:
Автор:
Фото:
Jean-Francois Jaussaud, Roland Halbe, предоставлены пресс-службами