Хайме Айон (Jaime Hayon): между дизайном и искусством

Хайме Айон (Jaime Hayon): между дизайном и искусством

Темпераментный испанец Хайме Айон (Jaime Hayon) никогда не будет бездельничать и почивать на лаврах. Для него дизайн — это трибуна, с которой он демонстрирует миру свои арт-идеи и способ заявить о себе как о художнике. 

JAIME HAYON

Испанский дизайнер и художник. Учился в Мадриде и Париже.
В 2004-м открыл собственную студию. С 2006-го — арт-директор Lladró. Работал для Baccarat, Bisazza, Established & Sons, Swarovski, Moooi. Недавно издал толстую монографию о себе.

«Уверен, в России люди очень изменились, стали понимать качество вещей. Я побывал и в Москве, и в Санкт-Петербурге, а в Екатеринбурге был даже зимой. Готов дать тысячу ответов на вопрос, в чем суть хорошего дизайна, но в конце концов все сводится к одному: дизайнерам нельзя позволять себе делать дерьмо, а люди не должны его покупать...» Начинал Хайме в одиночку, в Мадриде, однако за семь лет студия выросла. Теперь работают отделения в Барселоне, Милане и Лондоне, где Хайме обосновался как только почувствовал, что стал звездой мирового масштаба. 

T-Table, дизайн Хайме Айон, Bosa Ceramiche.

«Про мои вещи часто говорят «сool!». Да, я — за остроумие и веселье. Не так важно следовать тенденциям. Необходимо научиться следовать эмоциям». Его знают как промдизайнера, а сам он числит себя и художником. «Сегодня вряд ли проведешь четкую границу между серийными вещами и искусством. Обожаю Джеффа Кунса, его утонченный китч, но он ведь тоже нет-нет да и запустит что-нибудь в производство».

Столешница с двумя раковинами, Hayon Collection, Bisazza Bagno.

«Помню, один китайский коллекционер попросил сделать для него что-нибудь необычное. Я спроектировал ярко-зеленую качалку в виде огромной курицы. Он был в восторге!» Конечно,  Хайме пробует новые материалы, например, соединил фарфор со стекловолокном. «Вы только представьте: холодное, твердое стекловолокно и теплая, фактурная керамика!» До сих пор считает удачей инсталляцию Jet Set, которую сделал для Bisazza. «Мне всегда хотелось поиграть с таким серьезным объектом, как самолет. Отделал его серебряной мозаикой, в центре фюзеляжа — круглый диван. 
Я представил влюбленную пару, одетую в стиле голливудских мюзиклов. Они летят на моем аэроплане и пьют шампанское!» 

Информационный центр в музее Groninger, Нидерланды.

Конечно, особым шиком обладают интерьерные проекты Айона. Если не считать многочисленные магазины обувного бренда Camper и парижский ресторан Le Sergent Recruteur, главных удач — две. Во-первых, бутик фирмы Fabergé в Женеве. Образец драгоценной роскоши с чудаковатостью. Во-вторых, информационный центр в голландском Groninger Museum. При реконструкции музея, построенного по проекту Алессандро Мендини в 80-х, нескольким звездам вроде Мартена Бааса и Studio Job предложили оформить по помещению. Хайме достался зал с компьютерами, где посетители узнают о картинах и составляют собственные виртуальные коллекции. И он доволен. «Тут люди заняты увлекательным делом!» — говорит Хайме.

Кофейный столик Tambor, Collection II, Sé.
Белый диван Bardot, Bernhardt.
Летние ботинки Camper.
Коллекция Hopebird, Hayon Studio, Bosa. Уникат.

Стул Beetly Small Bridge, Collection II, Sé.

Творчество Айона определяют как цифровое барокко — barocco digital. Вместе с испанцем виртуозно владеют виртуальными фокусами, иронией и национальным декором голландец Марсель Вандерс , американцы The Haas Brothers, бразильцы братья Campana, бельгийско-голландский дуэт  Studio Job.

Диван Vico, Cassina. Дизайн Хайме Айон. Черная кожа.
081 Réaction Poétique — коллекция блюд и маленьких столиков для Cassina. Создана под влиянием живописи и скульптуры Ле Корбюзье. Corbusier.

Его работы продают галереи и экспонируют музеи по всему миру. David Gill Gallery и Музей дизайна в Лондоне, Galerie Vivid, Galerie Aram, венский музей MAK, голландский музей Groninger, мюнхенская  Galerie Thomas, американский Walker Art Center, Центр Помиду в Париже и т.д. Cейчас в Музее Дизайна в Холоне (Израиль) проходит Jaime Hayon выставка Funtastico (до 30 апреля 2016 года).