Артемизия или как женское искусство входит в моду

Артемизия или как женское искусство входит в моду
Артемизия Джентилески, Лукреция, ок. 1630–45. © Dorotheum.

Если вы — женщина-художник, ваше время пришло. Сложные гендерные темы и переживания, женские фрустрации и экстазы, интуиция и чувство прекрасного востребованы на ярмарках и в галереях. Но не только творчество современниц выходит на первый план. Редкие работы мастериц прошлых веков стали самыми желанными приобретениями для музейщиков и лотами для аукционистов.

По теме: Установлен рекорд на картину современной художницы

Особое место заняло имя Артемизии Джентилески (1593-1653). В 2018 году впервые за 27 лет в собрание Национальной галереи Лондона вошло произведение женщины-художницы (за 3,6 млн ф. ст. музей приобрел автопортрет Джентилески у лондонского дилера Robilant + Voena). В октябре «Лукреция» Артемизии (около 1630-45 гг.) продалась аукционистами венского Dorotheum за 1,8 млн евро, более чем в два раза превысив свой эстимейт. Работа «улетела» в частную коллекцию в Австралию.

Артемизия Джентилески, Юдифь, обезглавливающая Олоферна, ок.1620.

Артемизия Джентилески — звезда и выставки женщин-художниц эпохи барокко, которая открылась в Музее изобразительных искусств Гента. Ее самая известная картина — «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (около 1620) стала «вирусной» в социальных сетях, олицетворив протест против мягкого наказания для сексуальных насильников во время ряда острых судебных слушаний в США.

Как всегда, трудно понять: рынок провоцирует интерес или популярность формирует рынок, но образы мстительной «Юдифи» и «сильной женщины», безусловно, волнуют общество. А поскольку Артемизию еще при жизни называли Караваджо в юбке, а в XX веке ей посвятили несколько писательских бестселлеров, барочная живопись великой итальянки не может остаться невостребованной. Даже пять веков спустя.

Артемизия Джентилески. Автопортрет. 1615–17. © The National Gallery, London.

Первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции — первой художественной Академии Европы, Артемизия была дочерью художника и замужем за художником (за Пьерантонио Стиаттеси, брак устроил ее отец). Дебютировала с полотном «Сусанна и старцы». Работала под покровительством Медичи, дружила с Галилеем. В неаполитанский период своей жизни впервые получила заказ на фресковую роспись, в городке Поццуоли под Неаполем. В 1638—1641 годах жила и работала в Лондоне под покровительством Карла I. Скандальную репутацию ей создало обращение в суд с иском против художника Агостино Тасси за изнасилование.