Загадочный Бальтюс: ретроспектива в Fondation Beyeler

Загадочный Бальтюс: ретроспектива в Fondation Beyeler
Balthus, 1948 Photo: Irving Penn © The Irving Penn Foundation

Fondation Beyeler представляет событие сезона — выставку Бальтюса (Balthus), одного из последних великих мастеров ХХ века. А также одного из самых необычных и противоречивых художников современного искусства. Грандиозная ретроспектива планировалась с середины 2016 года. 

 В фокусе концепции — работа «Пассаж дю Коммерс-Сен-Андре» (1952-1954), которая находится на постоянном хранении в Fondation Beyeler, но принадлежит крупной частной швейцаркой коллекции.

Бальтюс. Passage du Commerce Saint-André, 1952–1954 Масло, холст, 294 x 330 см. Private collection © Balthus Photo: Robert Bayer

Творчество Бальтазара Клоссовски де Рола (1908-2001) всегда вызывало споры, одни ценят его как живописца, другие порицают за слишком откровенную секcуальность. Его творческая карьера была долгой, но развивалась в стороне от «генеральной линии». На этом уединенном пути Балтюс тем не менее опирался на ряд исторических традиций и разговарил с мастерами-предшественниками: Пьеро делла Франческа, Пуссеном, Фюсли, Курбе и Сезанном. Однако если вглядываться в его творчество более пристально, можно увидеть влияния современных течений «новой вещественности» и сюрреализма.

Бальтюс. Thérèse, 1938. Масло, картон на дереве. 100,3 x 81,3 см. The Metropolitan Museum of Art, New York, Bequeathed by Mr. and Mrs. Allan D. Emil, in honor of William S. Lieberman, 1987 © Balthus Photo: The Metropolitan Museum of Art/Art Resource/Scala, Florence

У Бальтюса много провокационных образов, но всех гипнотизируют его фирменная загадочность, тишина и мечтательность. Его называют художником противоречия и беспокойства. Бальтюса любят за неповторимую смесь безмятежности и напряжения, реальности и фантазии, эротики и откровенности, привычного и сверхъестественного. Играя на этих контрастах, Бальтюс объединил традиционные художественные мотивы с элементами иллюстраций популярных детских книг XIX века. Его образы наполнены иронией, то явной, то едва читаемой.

Бальтюс. Le Roi des chats, 1935 Масло, холст, 78 x 49,7 см. Musée cantonal des Beaux-Arts de Lausanne, Donation by the Fondation Balthus Klossowski de Rola, 2016 © Balthus Photo: Etienne Malapert, Musée cantonal des Beaux-Arts de Lausanne

Образ Бальтюса был полон парадоксов. Он стремился считаться «ремесленником», в то же время хотел быть интеллектуаллом, поддерживая тесные отношения с ведущими философами, писателями, театральными профессионалами и кинематографистами. Среди его друзей были Андре Жид, Пьер Боннар, Андре Дерен, Морис Дени. Его долгая жизнь охватила почти весь XX век. Бальтюс самым естественным образом постоянно балансировал между аскетизмом и светскостью.

Бальтюс. La Partie de cartes, 1948–1950 Масло, холст, 140 x 194 см. Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Madrid © Balthus

У художника были тесные связи с Швейцарией. Детство он провел в Берне, Женеве и Беатенберге, его первой женой была уроженка Берна Антуанетта Ватвиль, вместе они жили во франко- и немецкоязычной Швейцарии. В 1930-х годах он стал близким другом Альберто Джакометти, чьим искусством Бальтюс искренне восхищался.

Бальтюс. Le Chat au miroir III, 1989–1994 Масло, холст., 220 x 195 см. Private collection, Asia © Balthus

На выставке в Fondation Beyeler представлены 350 картин. Из них — 40 ключевых работ, иллюстрирующие разные этапы творчества художника 1920-х по 1990-е годы. • С 2 сентября 2018 до 1 января 2019 года. Fondation Beyeler, Базель, Швейцария.