Светильники Astep: дело семьи Сарфатти

Светильники Astep: дело семьи Сарфатти

Светильник Candela, диз. Франсиско Гомес Пас — первый продукт, выпущенный брендом Astep. Модель на биоэтаноле генерирует электричество из тепла пламени.

Astep — датская компания с итальянскими корнями. И хотя она появилась недавно, за ней стоит многолетняя интересная история. Бренд культивирует безукоризненный стиль и страсть к световому дизайну, которые воспитывались в семье Сарфатти на протяжении трех поколений.


По теме: Джино Сарфатти: авангард светового дизайна

У истоков компании стоит Джино Сарфатти — это имя многое скажет каждому, кто хоть немного интересуется дизайном. В 1939 году Сарфатти основал компанию Arteluce, которая быстро оказалась в авангарде светового движения. Дело продолжил его сын Риккардо, создав в 1978 году фирму Luceplan. Вместе с женой Сандрой Севери и архитектором Паоло Риццатто он придумал новую модель производства, связав светодизайн с технологическими инновациями. В 2014 году Алессандро Сарфатти, внук Джино, продолжил дело своей семьи и основал компанию Astep. Она базируется в Дании, но  продукцию изготавливает в Италии.

Алессандро Сарфатти, внук Джино Сарфатти, основатель бренда Astep.

«Мы должны работать во всех направлениях, и в каждом — найти что-то новое», — говорил мой отец, и он был прав. Потому что, пока мы движемся вперед, к чему-то более значимому,  более актуальному —  каждый шаг столь же ценен, как предыдущий, заслуживает такого же внимания и уважения». Так Алессандро Сарфатти объясняет  кредо и название фирмы: a step в переводе с английского значит «шаг».

Джино Сарфатти, легенда итальянского светодизайна, дед основателя компании Astep Алессандро Сарфатти.

Ассортимент Astep небольшой, тщательно выверенный. Его можно разделить на две главные линии. С одной стороны, это классика послевоенного итальянского модернизма, культовые работы Джино Сарфатти,  Виториано Вигано, дуэта Santi & Borachia. С другой — модели современных авторов, которые сосредоточились на новых технологиях, продолжая традицию интеллектуальных экспериментов. Удивительно, насколько лампы, которые в наши дни создали Альфредо  Хэберли или Франсиско Гомес Пас, близки  по духу да и визуально историческим шедеврам.

Джино Сарфатти (1912 – 1985) — дизайнер, ставший легендой, несмотря на отсутствие специального образования. Он мечтал о профессии авиационного инженера, обладал незаурядным умом и умел находить свежие решения там, где другим искать не пришло бы в голову. Сарфатти экспериментировал с новыми типами источников света, проводки, переключателей, отражателей, трансформаторов.

Люстра из серии Le Sfere, диз. Джино Сарфатти, 1959.

Модель на галогеновых лампах он создал уже в 1971 году. Его инженерный склад ума позволил продвинуть всю итальянскую промышленность в сторону современных технологий. Светильники компании Arteluce, основанной Джино Сарфатти, получили множество престижных наград, включая два «Золотых циркуля» — Compasso d’Oro и Почетный диплом Миланской Триеннале. В общей сложности за свою карьеру Сарфатти спроектировал более 600 разных ламп.

Люстра и бра из серии Le Sfere, диз. Джино Сарфатти, 1959. Светильники VV Cinquanta Floor и VV Cinquanta Twin, диз.  Витториано Вигано, 1951.

В 1973 году Джино Сарфатти решился передать управление компании Flos и продал ей свою фирму. С тех пор права на выпуск наследия Сарфатти переходили от его потомков к  Flos и обратно. С  2017 года отдельные модели светильников его авторства бренд Astep запустил в рамках капсульной коллекции Flos with Sarfatti. Важно, что культовые модели адаптированы к запросам сегодняшнего дня. В частности, лампы накаливания и люминесцентные трубки заменены светодиодами, системы дополнены диммерами.

Люстра из серии Le Sfere, диз. Джино Сарфатти, 1959. Светильник VV Cinquanta Floor, диз. Витториано Вигано, 1951.

Одна из значимых моделей коллекции Flos with Sarfatti называется Le Sfere. Небо всегда вдохновляло Джино Сарфатти, он был очарован светом, излучаемым Луной. В 1959 году дизайнер запустил в производство модель, в основе которой простой, но элегантный принцип:  сфера из выдувного опалового стекла удерживается  окрашенным алюминиевым кольцом. Коллекция постепенно расширялась, чтобы соответствовать более крупным проектам. Среди них  театр Regio в Турине, где Le Sfere можно увидеть до сих пор. Коллекция Le Sfere — крупнейшее семейство продуктов Сарфатти, которое развивалось от первой одиночной модели до люстры из 24 сфер. 

Люстры из серии Le Sfere, диз. Джино Сарфатти, 1959.

Светильник Candela был первым продуктом, выпущенным Astep. Он стал манифестом, который говорит об эволюции дизайна и технологий, а также об уважении к окружающей среде. Его спроектировал миланец, родившийся в Аргентине, Франсиско Гомес Пас. Для Candela компания Astep разработала новую систему аккумулирования энергии: она генерирует электричество из тепла пламени, благодаря термоэлектрическому эффекту Зеебека.

Светильник Candela, диз. Франсиско Гомес Пас — первый продукт, выпущенный брендом Astep. Модель на биоэтаноле генерирует электричество из тепла пламени..

Работая на биоэтаноле, чистом, натуральном и возобновляемом топливе, произведенном из растений, Candela вырабатывает собственное электричество для обеспечения  светодиодной подсветки и зарядки мобильных устройств через USB. Использование огня для работы LED-светильника — впечатляющий симбиоз самой древней и новейшей форм освещения.

Светильник Candela, диз. Франсиско Гомес Пас — первый продукт, выпущенный брендом Astep. Модель на биоэтаноле генерирует электричество из тепла пламени.

Портативный беспроводной индукционный светильник Nox, диз. Альфредо Хэберли.

Модель Nox — воплощение таланта Альфредо Хэберли. Название переводится с латинского как  «ночь».  Беспроводная система зарядки с индукционной технологией позволяет использовать лампу без подключения к источнику питания. Светильник состоит из четырех элементов: основание-аккумулятор, алюминиевый корпус с системой зарядки, рассеиватель из опалового выдувного стекла, держатель. В модель интегрирован сенсорный диммер.

Портативный беспроводной индукционный светильник Nox, диз. Альфредо Хэберли.

Nox обеспечит достаточно света для чтения, идеально подойдет в качестве прикроватной лампы, его можно  перенести на балкон или в сад, а благодаря выверенной форме  он отлично смотрится на обеденном столе. Nox — первая работа Альфредо Хэберли для Astep. Всемирно известный дизайнер прославился проектами, которые сочетают традиции с инновациями, исследуя альянс технологий и ремесла —  эти векторы одинаково важны для Astep.

Портативный беспроводной индукционный светильник Nox, диз. Альфредо Хэберли.

Портативный беспроводной индукционный светильник Nox, диз. Альфредо Хэберли.

Подвесной светильник 2065, диз. Джино Сарфатти, 1950.

Подвесной светильник 2065, разработанный  в 1950 году, подчеркивает экспериментаторский подход Джино Сарфатти к дизайну. В то время излюбленным материалом светотехнической промышленности было стекло. Но когда Сарфатти в 1949–50 годах получил первые образцы нового полимера метакрилата, который был намного прочнее и легче стекла, эксперименты привели его к новой подвесной лампе.

Подвесной светильник 2065, диз. Джино Сарфатти, 1950.

Диффузор в модели 2065  изготовлен из двух соединенных «тарелок». Простота эллиптической формы и легкий материал создают, казалось бы, невесомый объект.  Бренд Astep представил также версию, где верхняя тарелка отделана черным покрытием soft-touch, что создает более сильную графику и интимный свет. Сегодня освещение обеспечивают пять светодиодных ламп.

Подвесной светильник 2065, диз. Джино Сарфатти, 1950.

Подвесной светильник 2065, диз. Джино Сарфатти, 1950.

Подвесной светильник 2065, диз. Джино Сарфатти, 1950.

Напольный светильник 1063, диз. Джино Сарфатти, 1954.

Напольный светильник Model 1063, созданный Сарфатти в 1954 году, в свое время был символом авангардного светодизайна. В нем Джино Сарфатти стремился продемонстрировать эстетическую ценность источника света как такового: главный компонент дизайна — люминесцентная трубка. Модель излучает как прямой, так и отраженный свет. Основа уравновешена алюминиевой коробкой, которая содержит блок питания. В ремейке оригинальная люминесцентная лампа была заменена светодиодным модулем с регулируемой световой температурой и функцией диммирования.

Напольный светильник 1063, диз. Джино Сарфатти, 1954.

Настольная лампа 548, диз. Джино Сарфатти, 1951.

Разработанная в 1951 году настольная лампа 548, — результат исследования баланса и  отраженного света, эти темы постоянно занимали Джино Сарфатти. Модель 548 обеспечивает как отраженный, так и рассеянный свет благодаря регулируемому прожектору, направленному вверх к отражающему экрану.

Настольная лампа 548, диз. Джино Сарфатти, 1951.

Большой диффузор из оранжевого, синего или белого метакрилата создает сложный световой эффект. Прожектор из окрашенного в белый цвет алюминия установлен на стержне из латуни,  другой латунный стержень, у основания, служит противовесом. В переизданной модели лампа накаливания  заменена светодиодным источником, также в нее встроен диммер.

Настольная лампа 548, диз. Джино Сарфатти, 1951.

Модель 537 Джино Сарфатти увидела свет в 1950 году. Она отличается утонченной элегантностью: сочетает «богатые» материалы и изобретательный дизайн. Большой алюминиевый отражатель черного или белого цвета монтируется асимметрично на лакированном или матовом латунном стержне, который слегка скручивается, балансируя на мраморной основе. Важная часть конструкции, стержень выходит за пределы отражателя, выступая в качестве практичной ручки.

Модель 537, диз. Джино Сарфатти, 1950.

Модель 2129 , диз. Джино Сарфатти, 1969.

Модель 2129 Джино Сарфатти 1969 года называют функциональным произведением искусства: она притягивает взгляд. По структуре светильник похож на торшер, однако является подвесным. Он имеет противовес и  дугообразный кронштейн из прозрачного метакрилата, который крепится к потолку и поворачивается на 360 градусов в горизонтальной плоскости. Чашеобразный отражатель изготовлен из двух алюминиевых деталей, окрашенных в белый и серый цвет. Дюбель для потолочного монтажа и противовес — из латуни. В переизданной модели лампы накаливания заменены светодиодами.

Модель 2129 , диз. Джино Сарфатти, 1969.

Значимый автор бренда Astep — Витториано Вигано (1919 —1996). Сын живописца и гравера, он окончил факультет архитектуры легендарного миланского Политеха в 1944 году. Междисциплинарный талант, Вигано работал в различных масштабах: от промдизайна до архитектуры, от  интерьера до городского и ландшафтного планирования. Критики единодушно признают его самым важным итальянским представителем брутализма. Вигано был арт-директором Arteluce, компании, основанной Джино Сарфатти, и разработал для нее немало бестселлеров, среди которых наиболее известна серия VV Cinquant. Сегодня ее представляет Astep.

Витториано Вигано, арт-директор Arteluce, автор серии VV Cinquant.  

Светильники VV Cinquanta Floor и VV Cinquanta Twin, диз. Витториано Вигано, 1951.

Светильники VV Cinquanta Twin, диз. Витториано Вигано, 1951.

Светильник VV Cinquanta Suspension,, диз. Витториано Вигано, 1951.

Cерия VV Cinquanta, появившаяся в  1951 году, включает модели разных типов: подвесные, напольные, настольные. Их объединяет общее свойство: отражатель можно поворачивать и наклонять, варьируя тип освещения, от прямого до отраженного. Отражатель VV Cinquanta изготовлен из литого алюминия и доступен в оригинальных цветах, предусмотренных Витториано Вигано.

Светильники серии отличает тонкая выразительная графика, что делает их желанными для тех, кто мечтает о модном интерьере. Как и все другие продукты Astep, VV Cinquanta производятся в Италии.

Светильник VV Cinquanta Suspension,, диз. Витториано Вигано, 1951

Светильник VV Cinquanta Suspension,, диз. Витториано Вигано, 1951

Светильник VV Cinquanta Suspension,, диз. Витториано Вигано, 1951

Светильник VV Cinquanta Wall, диз. Витториано Вигано, 1951.

Светильник VV Cinquanta Wall, диз. Витториано Вигано, 1951.

Светильник VV Cinquanta Wall, диз. Витториано Вигано, 1951.

Светильник VV Cinquanta Wall, диз. Витториано Вигано, 1951.

Светильник VV Cinquanta Wall, диз. Витториано Вигано, 1951.
Светильник VV Cinquanta Wall, диз. Витториано Вигано, 1951.
Светильник VV Cinquanta Floor, диз. Витториано Вигано, 1951.
Светильник VV Cinquanta Floor, диз. Витториано Вигано, 1951.

Светильник VV Cinquanta Floor, диз. Витториано Вигано, 1951.

Светильник VV Cinquanta Floor, диз. Витториано Вигано, 1951.

Светильник VV Cinquanta Floor, диз. Витториано Вигано, 1951.

Светильник VV Cinquanta Floor, диз. Витториано Вигано, 1951.

Светильник VV Cinquanta Floor, диз. Витториано Вигано, 1951.

В Москве светильники бренда Astep можно приобрести в «Салоне светильников на Малой Ордынке». Здесь представлено обширное предложение от датского бренда.