Джино Сарфатти: авангард светового дизайна

Джино Сарфатти: авангард светового дизайна

7 декабря 2019 г.

Джино Сарфатти (16.09.1912 – 06.03.1985) — дизайнер, ставший классиком без традиционного для своего времени образования в области искусства и архитектуры. Талант и одаренность в разных областях позволяли Сарфатти находить свежие решения там, где другим бы не пришло в голову, это позволяло ему создавать уникальный дизайн.


По теме: Марко Дзанузо: la linea Italiana

Сарфатти родился в Венеции. Он всю жизнь хотел стать авиационным инженером: его знатное происхождение и состояние семьи вполне позволяло любой университет. Однако судьба распорядилась иначе: семейный бизнес разорился, и ему пришлось вместо университета устроиться продавцом, чтобы семья могла сводить концы с концами.

Джино Сарфатти (16.09.1912 – 06.03.1985). Начало 1950-х.

Дизайнером он стал по чистой случайности: его друг, зная о склонности Джино к инженерии и его выдающемся вкусе, попросил смастерить из стеклянной вазы светильник. Так родился первый объект Джино Сарфатти. Его сверстники начинали работу над моделями с набросков и редко участвовали в производстве, а Сарфатти сотрудничал с ремесленниками в самом начале процесса. Он постоянно учился импровизировать с материалами и технологиями.

Одна из знаковых люстр Сарфатти — модель 2109, созданная в 1959 году, переиздана компанией Astep в 2018. Еще одно из названий этой коллекции, куда входят бра и другие модели Le Sfere

В 1939 году Сарфатти основал компанию Arteluce: она быстро оказалась в авангарде светового движения — модели пользовались успехом у архитекторов. Однако через несколько лет Сарфатти пришлось закрыть свою фирму: опасаясь преследований со стороны фашистского режима из-за  еврейских корней, ему пришлось покинуть страну и жить продолжительное время в Швейцарии. Его миланский дом был разбомблен во время авианалета.

Одна из знаковых люстр Сарфатти — модель 2109, созданная в 1959 году, переиздана компанией Astep в 2018. Еще одно из названий этой коллекции, куда входят бра и другие модели Le Sfere

Сарфатти возобновил свою практику только после войны: он вновь открыл Arteluce и занялся производством светильников. Его интересовали крупномасштабные проекты: он оформлял круизные лайнеры «Микеланджело» и «Раффаэлло». Эти проекты оказались такими впечатляющими, что его пригласили декорировать знаменитый театр Regio в Турине (театр сильно пострадал после пожара): он создал световую инсталляцию Nuvola и отвечал за освещение залов и холлов. Оформление театров световыми «сферами» оказалось настолько удачным, что его растиражировали в 70– 80-е годы по всей Европе. 

Световая инсталляция Nuvola по проекту Джино Сарфатти в знаменитом театре Regio в Турине

Компания Arteluce стала ключевым местом встреч итальянских дизайнеров, и сыграла важную роль в формировании итальянского архитектурного движения. Светильники Arteluce получили множество престижных наград, включая Compasso d’Oro и Почетный диплом Миланской Триеннале.

Подвесной светильник с использованием плексигласа MOD 540, Arteluce, 60-е годы

В течение трех десятилетий Сарфатти непрерывно экспериментировал с новыми типами источников света, проводки, переключателей, отражателей, трансформаторов и других компонентов.  Его инженерный склад ума позволил продвинуть всю итальянскую промышленность в сторону современных технологий. Светильник с использованием галогеновых ламп он создал уже в 1971 году.

Одна из первых настольных ламп с галогенным источником света, MOD 607, Arteluce, 70-е годы

Некоторые его модели, разработанные еще в конце 1950-х годов, демонстрируют утонченность и современность, которые были редкостью для вещей того времени. Они до сих пор являются классическими примерами технического мастерства Сарфатти, его изобретательного и дальновидного подхода к дизайну.

Джино Сарфатти, глава Arteluce.

Будучи рационалистом, Сарфатти полагал, что дизайн продукта должен определяться его функцией, и что дизайнер и производитель разделяют обязанность использовать любые технологические достижения с этой целью. Он всегда стремился сделать свои светильники тоньше, легче, прочнее, гибче, старался найти более быстрый (и, следовательно, дешевый) способ производства, чтобы покупатель мог сам разбирать светильник для ремонта и обслуживания.

Магазин Arteluce на Корсо Маттеотти в Милане, 1963. Фото: Archivio Storico Flos

После трех десятилетий Сарфатти в 1973 году он решился передать управление компании Flos и продал свою фирму. Многие его модели были включены в ассортимент Flos: в том числе торшеры 1063 и 1095, люстра 2097, настольные лампы 548 и 607, подвесной светильник 2129. После продажи бизнеса Сарфатти отказался от занятий световым дизайном и переехал на озеро Комо, чтобы до конца жизни собирать редкие марки.

Настольная лампа MOD 537G, Arteluce, 50-е годы

В 2012 году, когда широко праздновалось 100-летие со дня рождения Сарфатти, в Миланском Музее Дизайна состоялась ретроспектива его работ: куратором выступили Марко Романелли и Сандра Севери Сарфатти (невестка покойного Сарфатти). В том же году компания Flos представила коллекцию Re-Lighting Gino Sarfatti — его классические модели были переоборудованы современными светодиодными технологиями.

Одна из самых элегантных настольных ламп Сарфатти — модель 548, созданная в 1951 году, переиздана компанией Astep в 2013 году со светодиодным источником света

К выставке была выпущена книга: «Джино Сарфатти: избранные сочинения 1938–1973», которые Марко Романелли и Севери Сарфатти писали в течение пяти лет. В нее вошли публикации о Сарфатти из раритетных выпусков журналов Stile и Domus (с 1930-х по 1970-е) — в том числе авторства Джо Понти, который был главным редактором обоих изданий. В этой уникальной книге собрано более 1000 архивных изображений: Сарфатти предстает на страницах этой монографии талантливым человеком и прогрессивным дизайнером.

Подвесной светильник 2097, Flos.

Инструкция по сборке одной из настольных ламп Arteluce. Джино Сарфатти особое внимание уделял практичности светильников и легкости их обслуживания.

Настольная лампа 600P, Arteluce, 60-е годы

Люстра MOD 2003, 1953

Чертежи Джино Сарфатти к светильнику MOD 2003, 1953. Casati Gallery

Две настольные лампы из плексигласа MOD 540P, Arteluce, 1968

Редкий торшер mod. 1050/2, 1951

Люстра MOD 2109/12, Arteluce, 1971

Настольная лампа G600, 60-е годы, Arteluce