Отечественный дизайн 1917-2022 на выставке в Московском музее дизайна

выставки в Москве фото
Дрон с камерой для фото- и видеосъемки Drone1. Майя Прохорова. Производитель: Mayaprodesign. Прототип, 2021. Собственность дизайнера

Московский музей дизайна открывает выставку «История российского дизайна. Избранное. 1917-2022». Это первая масштабная экспозиция, исследующая отечественный дизайн прошедшего столетия. В четырех разделах (авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный дизайн, современный дизайн) представлены объекты, иллюстрирующие инновационные идеи, примеры массового производства, авторские разработки и технологические прорывы. Всего будет представлено более 500 экспонатов, и многие их которых будут показаны впервые. Планируется, что за год, пока будет открыта выставка, состоится три реэкспозиции проекта.


По теме: Советский дизайн в Нью-Йорке: 10 предметов

Основа выставки — макеты, эскизы, чертежи, концепции, реконструкции невоплощенных проектов из коллекций Московского музея дизайна, Политехнического музея, Музея художественного текстиля и костюма РГУ им. А.Н. Косыгина, Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ», частных собраний. 

«Выставка — результат десятилетней исследовательской работы, история дизайна ни разу не была показана так широко. Как правило, яркие эксперименты показывают вне контекста реальностей массового производства. Эта выставка определяет парадигму российского дизайна, рассказывает реальные истории о том, как и почему промышленные продукты выходили в том или ином дизайне, запускались в производство или оставались на стадии проектов. Мы нашли проекты и работы, которые никогда раньше не выставлялись в музеях, долгие годы хранились в семьях и в архивах советских НИИ. Мы собрали фото- и видеохронику, создали десятки макетов так никогда и не осуществленных проектов. Все эти уникальные материалы входят в диалог (в экспозиции они стоят в паре) с предметами, которые штампуют на заводах миллионными тиражами», — говорит директор Московского музея дизайна Александра Санькова.

выставки в Москве фото
Журналы «Техника – молодежи», 1959, №7, и 1961, №11. Бумага, цветная типографская печать. Собрание Московского музея дизайна

Кураторы Александра Санькова и Ольга Дружинина проводят параллели между перспективными разработками советских и российских дизайнеров и продукцией массового производства. Большинство проектов художников-конструктивистов 1920-х так и остались в поле экспериментов, поскольку авторы сталкивались с невозможностью реализации. В 1930-е годы дизайн массовой продукции для обычных людей оставался за рамками грандиозных планов строительства и новых стилей. Теоретические и методологические прорывы 1960-х тоже, как правило, сохранялись только на бумаге. Сейчас подобные проекты называют концептуальными: они не предполагают немедленного воплощения, но показывают возможные решения проблем ближайшего и отдаленного будущего, прогнозируют, а иногда и определяют развитие проектной деятельности и технологий.

выставки в Москве фото
Журналы «Техническая эстетика», 1986, №5, и 1988, №11. Бумага, цветная типографская печать. Собрание Московского музея дизайна

Так, в первой части экспозиции, посвященной авангарду, минималистичная кухня для дома Наркомфина (эта реплика создана специально для выставки и представлена впервые) противопоставляется простым деревянным табуретам. Среди экспериментальных работ 1930-х годов — оригинальные проекты интерьеров, мебели и осветительных приборов для редакции газеты «Правда», выполненные в Мастерской № 12 Моссовета, а рядом с ними представлена типовая кабинетная мебель той эпохи. В разделе послевоенного дизайна — 3D-макет малолитражного автомобиля «Белка» авторства В.А. Арямова — его, как писал в то время журнал «Крокодил», замучили в «бюрократическом колесе» и так и не начали выпускать. Вместо «Белки» на улицах появился «Запорожец».

выставки в Москве фото
Автомобиль «Белка» Автомобиль «Белка». Дизайнер: В. Арямов. 1955. Эскиз. Бумага, карандаш, тушь. Собрание Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ» В. Арямов

выставки в москве 2022 фото
Набор шахмат и шашек «10,1. Набор шахмат и шашек «10,16». Дизайнер: Тимофей Журавлев.Производитель: «10,16». Прототип, 2021. МДФ, лак. Собственность дизайнера» Дизайнер_ Тимофей Журавлев

В разделе, посвященном современности, кураторы показывают два основных направления в актуальном российском дизайне — инновационные проекты и уже успешно реализованные. Так, концепт устройства для аромадезинфекции жилых пространств Pop It, созданный дизайнером Павлом Волововым совместно с парфюмерной маркой Great Trotter// HMCM, превращает рутинное занятие в увлекательную игру. Рядом с ним — очиститель и обеззараживатель воздуха Tiokraft, который выпускает Раменский приборостроительный завод.

«Мы выбирали экспонаты, наиболее ярко иллюстрирующие самые значительные этапы развития российского дизайна, примеры «хорошего дизайна», которых было немало и среди изделий массового промышленного производства. Кроме того, мы понимаем, что невозможно в рамках одной экспозиции рассказать обо всех сферах и направления российского дизайна за более чем сто лет. Поэтому показываем лишь небольшую, но важную его часть и оставляем возможность, регулярно меняя экспонаты, продолжить этот разговор», — говорит Ольга Дружинина, куратор выставки. 

выставки в москве 2022 фото
Shiny chair. Максим Щербаков, Supaform. Производитель: Supaform, 2020. Материалы: Нержавеющая сталь, порошковая покраска. Собственность дизайнера

выставки в москве 2022 фото
Костюм спортивный, «Прозодежда». Дизайнер: В. Степанова, 1920-е. Ткань, шитье. Реконструкция, 2020. Собрание Московского музея дизайна
Выставка дизайна фото
Костюм спортивный, «Прозодежда». Дизайнер: В. Степанова, 1920-е. Ткань, шитье. Реконструкция, 2020. Собрание Московского музея дизайна

выставки в москве 2022 фото
Italy. Дмитрий Самыгин, 2014. Массив клена, березовая фанера, черный лак, ручная полировка. Собственность дизайнера
Выставка дизайна фото
Индивидуальный чайник. Автор модели А. Сотников, под руководством Владимира Татлина, 1930. Керамика. Реплика, 2019. Собрание Московского музея дизайна
выставки в Москве фото
Эскиз шейного платка к Олимпиаде-80. Дизайнер: Т. Андреева. 1980-е. Бумага, гуашь. Собрание дизайнера

Выставка увлекает зрителя не только яркими объектами: студенты кафедры музыкальной звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных создали звуковое сопровождение, позволяющее глубже погрузится в исторические периоды.

• История российского дизайна. Избранное. 1917-2022, Западное крыло Новой Третьяковки (Крымский Вал, 10), 7 декабря 2021— ноябрь 2022

выставки в Москве фото
 Журнальный столик, кресло. 1960-е. ДСП, массив дерева, обивочная ткань. Собрание Московского музея дизайна

Уникальный контент специально для Yandex.Zen