Тарсила ду Амарал: модернизм, Бразилия и манифест каннибала

Музей MoMa поддерживает тему модернизма выставкой Tarsila do Amaral: Inventing Modern Art in Brazil, организованной Музеем современного искусства Чикаго.

Бразильянка Тарсила ду Амарал (1886-1973) является основополагающей фигурой для истории модернизма в Латинской Америке.  Тарсила училась игре на фортепиано, скульптуре и рисунку на родине в Сан-Паулу, позже в Париже, вместе с Фернаном Леже выполняла то, что она называла ее «военной службой в кубизме»: осваивала живописный стиль синтетических линий и чувственных объемов, изображая пейзажи и народные сцены в богатой цветовой палитре.

Тарсила ду Амарал. Abaporu. 1928. Collection MALBA, Museo de Arte Latinoamericano de Buenos Aires © Tarsila do Amaral Licenciamentos

В 1928 году Тарсила написала «Абапору» — полотно, которое окрестили антропофаговым манифестом и знаменем для нового преобразующего искусство Бразилии художественного движения.

Тарсила ду Амарал. Urutu Viper. Coleção Gilberto Chateaubriand, Museu de Arte Moderna, Rio de Janeiro © Tarsila do Amaral Licenciamentos

Муж Тарсилы поэт Освалд де Андраде написал «Манифест каннибала». Бразилия предстает в образе первобытного людоеда. Молодая, сильная и устремленная в будущее страна поглощает доминирующую, устаревшую культуру Европы. Вместе с мужем она развивала своеобразную философию антропофагии — понимание Бразилии как поздней культуры, «питающейся» культурами-предшественницами.

Тарсила ду Амарал. Setting Sun.1929. Private collection, Rio de Janeiro © Tarsila do Amaral Licenciamentos

MoMA показывает первую в США выставку художницы. 120 работ, включая картины, рисунки, альбомы, фотографии и другие исторические документы, собранные из коллекций в Латинской Америке, Европе и Соединенных Штатах. Основной период — до Второй мировой войны, времени зарождения и развития модернизма в Бразилии.

Тарсила ду Амарал.

Выставка Tarsila do Amaral: Inventing Modern Art in Brazil. MoMA, Нью-Йорк, до 03.06.2018.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами