Архитектура конструктивизма в Центре «Зотов»: от реальности к утопии

Конструктивизм — это не только архитектурный стиль, но в первую очередь — идея о новом типе жилья для нового человека. Архитекторы стремились создавать пространства, которые формировали бы желание счастливо жить и работать. Этой эпохе посвящена масштабная выставка-исследование под кураторством Полины Стрельцовой и Ирины Финской «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937» в Центре «Зотов».


По теме: Центр изучения конструктивизма «Зотов»

В экспозиции — более 500 экспонатов из 30 музеев и частных собраний: живопись, графика, скульптура, фотографии и кинохроника. В центре внимания выставки оказались проекты, созданные архитекторами-конструктивистами для Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга.



Выставка поделена на девять частей и представляет два периода в истории конструктивизма. Первый, с 1917-го по 1928 год, — время гуманизма, проектов, направленных на формирование нового типа человека. Второй, продлившийся до 1937 года, — период смещения фокуса с личности на государство, когда конструктивистские решения остаются только на чертежах или в качестве декоративного оформления фасадов.

Один из разделов выставки, «Урало-Кузбасс», подготовлен вместе с кураторской группой из проектов «Территория авангарда» (Екатеринбург) и «Ново-Сибирск. Конструктивизм!». Лариса Пискунова, руководитель проекта «Территория авангарда» и сокуратор раздела «Урало-Кузбасс», говорит: «Наше участие в московской выставке — это возможность включить региональный конструктивизм в актуальную научную и культурную повестки. А еще хорошая возможность привлечь внимание специалистов и широкой аудитории к проблемам сохранения и ревитализации конструктивистских объектов в российских городах».

Главным архитектором экспозиции стало бюро Treivas. Его основатель Ольга Трейвас комментирует сценографию выставки: «Идея стилизовать конструкции под коробки с вылетами для сборки появилась у нас практически сразу после знакомства с идеей выставки. И мы отталкивались не только от образа архива концепций, но и от главных свойств проектов авангарда — функционализма и мобильности. К тому же, искусство авангарда сегодня подвергается тщательной пересборке со стороны исследователей и кураторов. Стенды-футляры напоминают о временном характере экспозиции, экспонаты которой постоянно кочуют по выставкам, а „вылеты для склейки“ этих футляров отмечают границы стендов и подиумов, задают направление движения для зрителя».

Выставку сопровождает масштабная параллельная программа, условно поделенная на блоки «работать» и «жить» — образовательное и досуговое направления. В ее рамках курс лекций читает искусствовед и историк Марк Акопян; проект «Территория авангарда» подготовил архитектурные мастер-классы и воркшопы, работает тематический книжный клуб, посвященный классикам литературы 1920–1930-х: Михаилу Булгакову, Владимиру Набокову, Евгению Замятину, Андрею Платонову и другим. Кроме того, дирижер Теодор Курентзис и резиденты коллектива musicAeterna составили плейлисты, которые позволяют глубже погрузиться в контекст выставки.

Центр «Зотов», Москва, ул. Ходынская, 2, стр. 1. До 14 июля 2024.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит