Бразильский модернизм. 7 фактов о главном городе-утопии

Шестьдесят лет назад у Бразилии появилась новая столица — Бразилиа  — уникальный город-утопия. Он был спроектирован и построен всего лишь за четыре года на пустом месте, после политического решения президента.

В залах Музея Москвы открылась выставка, посвященная уникальному эксперименту и его архитекторам. Выставка, которую увидели более 300 тысяч человек в 7 странах мира. Среди многих предметов представлены редкие кадры Петера Шайера, Марселя Готеро, Жоао Фако. Центральным объектом экспозиции является макет Бразилиа, 5 на 6 метров. 

Серия «Строительство Бразилиа», фотограф Марсель Готеро (Marcel Gautherot). Ок. 1958-1960.

Семь фактов о главном городе латиноамериканского модернизма.

1. В форме крыла. Бразилиа — воплощение рационального планирования. Столица спроектирована «с нуля» учеником Ле Корбюзье Лусио Коста и Оскаром Нимейером в 1956 году; идея заключалась в том, чтобы переместить столицу из Рио-де-Жанейро в центр страны. Выбранное место было пустым плато, свободным от балласта трущоб, колониального наследия, барочной и классической архитектуры. Чистый, футуристический облик города приписывается, среди прочего, его ландшафтному архитектору Роберто Бурле Марксу, который представлял город в форме летящего самолета.

Люди на крыше Дворца Национального конгресса в день инаугурации Бразилиа, 1960 г. Фотограф Томаз Фаркас (Thomaz Farkas). Архив Института Морейра Саллес (Instituto Moreira Salles).

2. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря своей модернистской архитектуре Бразилиа в 1987 году получила престижный статус «объект Всемирного наследия для региона Латинской Америки и Карибского бассейна под номером 445». Некоторые из причин, почему город был удостоен титула: «исключительное художественное достижение, создание гения человека, представляющее в масштабах города живое выражение принципов и идеалов, выдвинутых Модернистским движением, и эффективно воплощенное в тропиках посредством городского и архитектурного планирования Лусио Коста и Оскара Нимейера».

Серия «Строительство Бразилиа», фотограф Марсель Готеро (Marcel Gautherot). Ок. 1958-1960.

3.  Это была не новая идея. Идея федеральной столицы датируется 1827 годом, когда Хосе Бонифацио, советник императора Педру I, представил план нового города под названием Бразилиа. Однако план не был выполнен. Несколько лет спустя у итальянского святого Дона Боско был сон, в котором по преданию тот увидел город, расположенный примерно на месте сегодняшней Бразилии.

Серия «Строительство Бразилиа», фотограф Марсель Готеро (Marcel Gautherot). Ок. 1958-1960.

4. Город, который не нравится пешеходам. Город проектировался, кода в моду вошли воздушные перелеты и путешествия. «Крыльями» на плане были обозначены пространства для бюрократов, «на фюзеляже» организованы новые министерства. Однако эти огромные пространства не созданы для прогулок — скорее для быстрого пересечения в автомобиле. Некоторые говорят, что Бразилиа не может считаться городом, потому что в нем нет необходимых «антропоморфных ингредиентов», таких как грязные улицы и люди, идущие в близлежащие офисы. Вместо этого он воспринимается как офисный кластер для правительства. Чувство, которое испытывают большинство людей в Бразилии, можно описать так: «город в масштабе, не предназначенном для человека».

Бразилиа. Вид на город с телевизионной башни.

5. По осям. Если мы посмотрим на традиционные города, то увидим разные типы объектов, разбросанных по всей территории — пространства с различными функциями разнообразно чередуются. Бразилиа, напротив, построена на основе всего двух компонентов: монументальной оси (с востока на запад) и жилой оси (с севера на юг), образующих вместе крест, который символизирует завоевание нового места. Монументальная ось включает в себя здания министерств, национального конгресса, телевидения и радиовышки. Жилая — посвящена жилью, торговле, образованию, религии, отдыху и т. д. Обычную городскую жизнь можно найти только за пределами городского центра.

Бразилиа, 1960 г. Фотограф Петер Шайер (Peter Scheier). Архив Института Морейра Саллес (Instituto Moreira Salles).

6. Проблемный проект. Утопический идеал был создан без учета эволюции. Что происходит, когда население растет, а жизненные пространства переполняются? Город, предназначенный для 500 000 человек, вырос до более 2,5 миллионов — жилые комплексы, спроектированные внутри Бразилиа, теперь доступны только для богатых. Бедных вытолкнули в города-спутники и трущобы. Совсем не это предполагали создатели проекта. 

Серия «Строительство Бразилиа», фотограф Марсель Готеро (Marcel Gautherot). Ок. 1958-1960.
Купол Палаты депутатов в стадии строительства, ок. 1959. Серия «Строительство Бразилиа», фотограф Марсель Готеро (Marcel Gautherot). Архив Института Морейра Саллес (Instituto Moreira Salles).
Серия «Строительство Бразилиа», фотограф Марсель Готеро (Marcel Gautherot). Ок. 1958-1960.

7. Красивый и призрачный. Культурный центр страны остался в шумном и пестром Рио, деловой и промышленный — в Сан-Паулу. На широченных проспектах Бразилиа — нет людей, а по выходным город и вовсе пустует: чиновники улетают отдыхать в никогда не спящий Рио, оставляя здания Нимейера в одиночестве.

Оскар Нимейер на строительстве Кафедрального собора Бразилиа.

«Любите вы эти постройки или нет, вы никогда не могли бы сказать, что видели что-то подобное раньше. Эти прекрасные колонны, здания, подобные перьям, касающимся земли, все это создает эффект удивления, — писал Оскар Нимейер. — Проект выполнен. Как и все остальное, у него есть хорошие и плохие результаты. Люди, которые критикуют, либо делают это из зависти, либо потому, что ничего другого не умеют делать лучше». 

• Выставка «Бразилиа: от утопии к столице», Музей Москвы, с 4 по 31 июля.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами