Gilbert + George: английский дом эпатажных художников

Gilbert + George: английский дом эпатажных художников
Художники Гилберт и Джордж у себя в гостиной. У стены антикварный английский секретер со множеством потайных ящичков и полок.

Участники арт-дуэта Gilbert & George живут в лондонском Спитафилдсе. Интерьер скандальных художников обескураживает своей добропорядочностью.

По теме: 70-е и космическая Одиссея Ива Гасту

Без этой пары немыслимо современное британское искусство. Персональные выставки Gilbert & George устраивают знаменитые музеи, они отмечены множеством национальных и международных премий, работы постоянно в топ-лотах лучших аукционных торгов, а цены на них достигают миллионов фунтов. Эпатажные, провокационные композиции нередко вызывают оторопь у публики и способны вогнать в краску отпетых развратников.

В этом саду забываешь, что находишься в сердце индустриального Ист-Энда.
Георгианская постройка начала XVIII в. сложена из характерного для Лондона коричневого кирпича.

При этом сами авторы выглядят на удивление добропорядочно и даже чопорно, всегда одеты как джентльмены: твидовые костюмы, дорогие рубашки. Разве что цветастые галстуки говорят о принадлежности к арт-богеме. Скандальные художники ведут пуританский и очень замкнутый образ жизни. У них нет друзей, они не общаются с коллекционерами, раз в год из вежливости посещают вернисаж галереи White Cube, которая выставляет и продает их работы. Жизнь пары размеренна и однообразна — утром завтрак в одном и том же кафе, в шесть часовой просмотр телепрограмм, каждый вечер прогулка и ужин в курдском ресторане.

Их темы — секс, коррупция, жестокость, надежда, страх, расовая неприязнь, смешение этносов, патриотизм, смерть. В последних работах есть рефлексия на темы радикального ислама. 

Рабочий кабинет. Для старинных книг и папок с картами и гравюрами приспособлены антикварные банкетки.

Под стать и их собственный дом в лондонском Ист-Энде: интерьер в кирпичной георгианской постройке XVIII века кажется старомодным и будто остановленным во времени. Хозяева постарались сделать все, чтобы он напоминал классическое лондонское жилье: в одной из комнат сохранился камин 1720 года, в кухне стоит добротная английская плита, повсюду старая мебель, есть даже антикварная лампа знаменитого британского дизайнера Уильяма Артура Смита Бенсона (1854–1924).

Одна из комнат дома напоминает настоящий кабинет курьезов. Здесь художники хранят свои коллекци.

В каждом помещении — коллекции книг, ваз, статуэток, безделушек из стекла, расставленные и разложенные с дотошной аккуратностью. Добропорядочность, доведенная до абсурда, пронизана иронией. Особенно она очевидна в соседстве с яркими пятнами коллажей из уменьшенных работ Gilbert & George, с альбомами их работ. На самом деле перед нами лаборатория, в которой кипит творческая деятельность, — полигон для экспериментов. 

Гостиная. Выцветший оттенок стен подчеркивает винтажный дух интерьера. Антикварный геридон с «орлиными головами и лапами» придает вкус простой обстановке. На полу шелковый ковер.

«Суть мира — это боль. Боль, и только боль, именно она заставляет нас всех двигаться», — говорят художники. 

Гилберт Прош (75) и Джордж Пассмор (76) работают вместе с 1967 года (по совпадению именно в этом году в Англии была отменена уголовная статья за гомосексуализм), оба выпускники знаменитого колледжа St. Martins Sсhool of Art. Кредо дуэта — «Искусство для всех». Цель —  подвергнуть эксцентричной, чисто британской иронии все табу, условности и предрассудки, бытующие в современном обществе. Например, они изображали себя обнаженными — уязвимыми и беззащитыми, нарушив традицию воспевать мощь и атлетизм мужской натуры. В топку творческой фантазии авторов идет все, в том числе собственная сперма и урина. «Суть мира — это боль. Боль, и только боль, именно она заставляет нас всех двигаться», — говорят художники. 

Кухня строга, ее шик — в первоклассной английской плите.

Район Спитафилдс весь ХХ век был сомнительным, непрестижным и просто опасным. Когда 48 лет назад сюда вселились Гилберт и Джордж, после девяти вечера на улицах было жутковато. Но художники еще тогда оценили драйв рабочих кварталов с жестокой, но весьма колоритной жизнью. Их привлекли интенсивная циркуляция энергии и низкие цены на недвижимость.

Дощатый пол выглядит видавшим виды. Стеновые деревянные панели покрыты воском вместо лака.

Именно здесь, в Восточном Лондоне, они черпают идеи, их работы полны мотивов современной уличной жизни — указатели, вывески, жвачка на мостовой и бочки из-под веселящего газа Hippie crack. В последних работах есть рефлексия на темы радикального ислама. «Все, что происходит в мире, уже было в Ист-Энде, — любят повторять художники. — Нам нет смысла отсюда уезжать, это идеальное место для наблюдений». 

Жилище Гилберта и Джорджа — учебник традиционного лондонского интерьера. Ключевой признак — плотная заставленность предметами мебели (преобладает деревянная), а также аксессуарами. Здесь много керамики — обширная коллекция со всего света собрана хозяевами за долгие годы. Палитра дома сложная, приглушенная. На стенах деревянные панели сочетаются с покраской и обоями.

Лестница ведет на второй этаж. Сочетание краски и обоев на стенах традиционно для лондонских квартир.
Главный акцент в ванной комнате перенесен на пол: декоративная плитка притягивает взор активным орнаментом. Полки для ванных принадлежностей напоминают музейные витрины.
Альбомы с работами Gilbert & George оживляют чинную обстановку.

Мастерская художников расположена в подвальном этаже. Здесь нет окон, недаром журналисты сравнивают помещение с ядерным бункером. На многочисленных стеллажах — папки с произведениями и коллекция приглашений на приемы и вечеринки, которые Гилберт и Джордж получали в течение всей карьеры. А также собрание фотографий визитеров. Десять лет назад у хозяев появилась идея снимать всех, кто пришел к ним в дом, от журналистов до водопроводчика.

Гилберт и Джордж всегда отдеты идеально аккуратно. Как правило, это одинаковые твидовые костюмы, дорогие рубашки и яркие галстуки  разных расцветок. Когда  в 1967 году они только начинали совместную жизнь и карьеру, однокурсники говорили — это не может продолжаться долго. «Мы вместе уже почти полвека, — говорят художники. А все наши друзья-скептики уже разводились по 17 раз!» Им никогда не бывает одиноко, и творческие простои им не грозят.