Семейная квартира, вдохновленная постконструктивизмом: проект Светланы Озеровой
1 июня 2025 г.

Дизайнер Светлана Озерова спроектировала интерьер квартиры, в которой отразила и личности заказчиков, и характерный для локации архитектурный стиль. Квартира площадью 78 кв. метров расположена в московском в ЖК «Английский квартал», в окружении домов, построенных в 30-х годах прошлого века в основном в стиле постконструктивизм.
По теме: Светлана Озерова: маленькая квартира 45 кв. метров для молодого врача
«Заказчики — интеллектуалы, вдумчивые, начитанные и душевно тонкие, — говорит автор проекта. — Уже на первой встрече стали понятны их высокие требования к качеству работы, их особое внимание к деталям и фактурам. Главной задачей проекта стало создание элегантного интерьера с атмосферой «вневременности», деликатного, соответствующего духу места. В качестве стилистического ориентира были выбраны постконструктивистские интерьеры и архитектура 1930-х годов, цветовая гамма сложных светлых и средних тонов, натуральные материалы и сдержанные, но элегантные формы предметов».
Большим достоинством квартиры стали панорамные виды на город, которые открываются из окон, и свободная планировка, хоть ее и осложняли серьезные ограничения в виде несущей колонны и пилястры с железобетонными капителями, а также расположение коммуникаций. Другой минус — невысокие потолки, с которыми пришлось работать при проектировании системы вентиляции и кондиционирования.

«При создании планировочного решения мы основывались на осевом методе проектирования — все помещения имеют ось симметрии, оси движения в пространстве ведут на свет или на объект для любования, все помещения правильной формы», — комментирует Светлана. Площадь квартиры разделена на две части, общественную и приватную, что было продиктовано логикой самого пространства. При этом в общественной удалось организовать круговую планировку: из коридора можно пройти на кухню, затем в столовую, гостиную и вернуться обратно в коридор. Немного обособленная прихожая, которая выделяется глубоким винным цветом, служит «буферной зоной» между шумным уличным пространством и уютным домашним.




Гостиной отдана самая большая комната в доме: сюда из коридора ведет высокий и широкий парадный проем с раздвижными двустворчатыми дверями с рифленым стеклом. «Формирование правильной формы гостиной, выстроенной по оси окна, позволило усложнить пространство организацией ниши, — отмечает дизайнер. — В ней расположился светлый диван, располагающий к отдыху: чтению, просмотру кинофильмов — как раз напротив разместился стеллаж с ТВ и книгами. Над диваном — приковывающая взгляд работа Егора Дмитриева «Лошадка», медитирующий взгляд которой созвучен общему настроению квартиры. «Лучшее место» в гостиной — у окна — отдано фортепиано с фарфоровым светильником рядом, создающим вечером волшебное настроение для музицирования». Палитра здесь преобладает светлая. Мягкие сливочные оттенки дополнены цветом натурального дерева, а контраста добавляют более темные акценты.

Цвет, задающий настроение столовой, — глубокий серо-зеленоватый оттенок с известковым подтоном. Он служит отличным фоном для круглого стола (который также выполняет роль рабочего места для заказчицы) со стульями и серванта с зеркальным задником и вставкой из корня тополя, созданного специально для проекта по оригинальным образцам 1930-х годов. Фарфоровый английский светильник с «оборками» напоминает традиционные тканевые абажуры. Соседствующая со столовой кухня, выполненная в темном серо-хвойном оттенке, находится в помещении без окон, но благодаря дверям, которые можно полностью задвинуть в стены, не лишена дневного света.




«Интересное решение с радиусным, треугольным в плане, так называемым циркульным проемом между коридором и кухней уже ранее использовалось в наших проектах и на этот раз позволило полноценно разместить встроенные высокие кухонные шкафы, — добавляет дизайнер. — Кстати, подобное архитектурное решение нами было обнаружено в доме Льва Толстого в Хамовниках — в переходе из коридора в буфетную».


Приватный блок включает в себя спальню и гардеробную, разделенные перегородкой с внутренним окном с рифленым стеклом и проемом без заполнения. «Это создает необходимую приватность в обоих помещениях, а также позволяет естественному свету проникнуть из спальни в гардеробную, — говорит Светлана. — Оба пространства решены в спокойных оттенках натурального камня с деликатными лимонными дополнениями». В спальне, как и в столовой, можно увидеть мебель, созданную по мотивам предметов 1930-х годов, — здесь это комод со вставками из букового шпона, расположенный напротив кровати. Другой знаковый элемент интерьера — фасады шкафов, украшенные тонкой росписью с мотивом трав и колосков авторства Александры Хлебниковой. Из спальни можно выйти на лоджию, с которой открывается панорамный вид на Москву.





Деталям в этой квартире уделено особое внимание. Не стали исключением мебель, искусство и даже двери. «Все двери созданы индивидуально для данной квартиры, имеют вставки из рифленого стекла, деликатно пропускающего свет, покрашены вручную, кистью, а также имеют шпонированные буком детали, — говорит Светлана. — Кроме того для проекта спроектирована и значительная часть мебели: встроенные шкафы, внутреннее окно между гардеробной и спальней, кухонная мебель, платяные шкафы с нишами у изголовья и комод в спальне, тумба для раковины, сервант в столовой и стеллаж с тумбой в гостиной. Остальная мебель и светильники в квартире — «породистые», созданные компаниями с историей — Carl Hansen and Son, & Tradition, Normann Copenhagen, Artemide, Ferm Living, Vibia, BoConcept, Original BTC, Flos, Zangra.




Заказчики серьезно подошли к выбору предметов искусства для квартиры — коллекция формировалась вдумчиво и постепенно. Каждая работа имеет особое значение для хозяев квартиры. В коллекции — уже упомянутая «Лошадка» Егора Дмитриева (другая работа которого с недавних пор находится в коллекции Третьяковской галереи), вышивка Татьяны Чурсиновой с портретами Федерико Феллини и Джульетты Мазина, выполненная по просьбе заказчицы, живописная работа Татьяны Сергеевой, графика Ильдара Гимранова, фотографии Ивана Бойко, портрет виолончелиста в технике рваной бумаги Людмилы Григорьевой-Семятицкой. Интерьер получился тонкий, завораживающий, элегантный. Его хочется рассматривать, в нем хочется пребывать.




