Поп-арт в Вене: ретроспективная выставка к столетию Роя Лихтенштейна

Рой Лихтенштейн. Обои с интерьером с синим полом, 1992. Альбертина, Вена. © Estate of Roy Lichtenstein/Bildrecht, Wien/Vienna 2024.

Галерея Альбертина в Вене отмечает столетие со дня рождения Роя Лихтенштейна масштабной ретроспективной выставкой. В экспозиции — 100 самых ярких и значимых живописных полотен, скульптур и графических работ, охватывающих всю карьеру художника от зарождения поп-арта в 1960-х до поздних творческих экспериментов. В честь события в Австрию приехали полотна и объекты из самых значимых частных собраний и музеев Европы и Америки, в том числе из нью-йоркского МОМА, Национальной галереи в Вашингтоне, Музея Уитни, Музея Людвига в Кельне, лондонской Тейт и других коллекций.


По теме: «Портрет принцессы Дианы» Энди Уорхола продан за 3,1 миллиона долларов

В 1963 году, когда художника попросили определить поп-арт, он ответил следующим образом: «Это использование коммерческого искусства как сюжета для живописи. Трудно найти картину, которая была бы настолько отвратительна, чтобы отразить самые бесстыдные и пугающие черты нашей культуры: вещи, которые мы отвергаем, но которые имеют над нами власть, такие как рекламные вывески и комиксы».

Рой Лихтенштейн. Стакан и лимон перед зеркалом, 1974. Альбертина, Вена — Sammlung Batliner © Estate of Roy Lichtenstein/Bildrecht, Vienna 2024.

Рой Лихтенштейн. Тук-тук, 1961. The Sonnabend Homem Collection, Courtesy of The Sonnabend Collection © Estate of Roy Lichtenstein/Bildrecht, Vienna 2024.

Рой Лихтенштейн. Тонущая девушка, 1963. Музей современного искусства, Нью-Йорк, Philip Johnson Fund (by exchange), дар of Mr. and Mrs. Bagley Wright © Estate of Roy Lichtenstein/Bildrecht, Vienna 2024.

Именно в 1960-е годы, когда абстрактный экспрессионизм все еще был в центре внимания, Рой Лихтенштейн инициировал возвращение к репрезентативному искусству. В своих работах он разрушил стену между высокой и повседневной культурой с иронической непринужденностью. На его полотнах простые комические образы и рекламные сюжеты обретают пафос и форму монументальных исторических картин — так он бросал вызов и классическому искусству, создавая парадоксальные, абсурдные работы.

Рой Лихтенштейн. Мы медленно поднимались, 1964. Музей современного искусства MMK, Франкфурт, Ehemalige Sammlung Karl Ströher, Darmstadt (DE) © Estate of Roy Lichtenstein/Bildrecht, Vienna 2024.

Полотна художника намеренно созданы так, что кажутся выполненными машиной на массовом производстве, имитацией быстрой массовой печати. На самом деле изображения были созданы им самим или его учениками с помощью трафаретов. Несмотря на обвинения в плагиате и многочисленные протесты со стороны посетителей, работы с первой выставки Лихтенштейна в 1962 году в галерее Лео Кастелли были распроданы еще до открытия. Художник стал знаменитым почти в одночасье. Сегодня его имя ставят в один ряд с Энди Уорхолом и Джексоном Поллоком. Искусство Лихтенштейна лишено не только морализаторства, но и в целом каких-либо утверждений. Оно просто фиксирует состояние общества в ту эпоху, когда миром правила рекламная индустрия.

•‎ Рой Лихтенштейн. Выставка к столетию. Галерея Альбертина, Вена, Австрия. До 14 июля 2024.

Рой Лихтенштейн. Женщина в ванне, 1963. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид. © Estate of Roy Lichtenstein/Bildrecht, Vienna 2024.

Рой Лихтенштейн. Мысли о нем, 1963. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хевен, дар Ричарда Брауна Бейкера. © Estate of Roy Lichtenstein/Bildrecht, Vienna 2024.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит