![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_04_03/roy_lichtenstein_wallpaper_with_blue_floor_interior_1992_1993.jpg.webp)
Галерея Альбертина в Вене отмечает столетие со дня рождения Роя Лихтенштейна масштабной ретроспективной выставкой. В экспозиции — 100 самых ярких и значимых живописных полотен, скульптур и графических работ, охватывающих всю карьеру художника от зарождения поп-арта в 1960-х до поздних творческих экспериментов. В честь события в Австрию приехали полотна и объекты из самых значимых частных собраний и музеев Европы и Америки, в том числе из нью-йоркского МОМА, Национальной галереи в Вашингтоне, Музея Уитни, Музея Людвига в Кельне, лондонской Тейт и других коллекций.
По теме: «Портрет принцессы Дианы» Энди Уорхола продан за 3,1 миллиона долларов
В 1963 году, когда художника попросили определить поп-арт, он ответил следующим образом: «Это использование коммерческого искусства как сюжета для живописи. Трудно найти картину, которая была бы настолько отвратительна, чтобы отразить самые бесстыдные и пугающие черты нашей культуры: вещи, которые мы отвергаем, но которые имеют над нами власть, такие как рекламные вывески и комиксы».
![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_04_03/roy_lichtenstein_glas_und_zitrone_vor_einem_spiegel-_1974.jpg.webp)
![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_04_03/roy-lichtenstein-knock-knock-1961-the-sonnabend-homem-collection.jpg.webp)
![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_04_03/roy-lichtenstein_drowning-girl_1963_the-museum-of-modern-art_new-york_philip-johnson-fund-_by-exchange_and-gift-of-mr-and-mr.jpg.webp)
Именно в 1960-е годы, когда абстрактный экспрессионизм все еще был в центре внимания, Рой Лихтенштейн инициировал возвращение к репрезентативному искусству. В своих работах он разрушил стену между высокой и повседневной культурой с иронической непринужденностью. На его полотнах простые комические образы и рекламные сюжеты обретают пафос и форму монументальных исторических картин — так он бросал вызов и классическому искусству, создавая парадоксальные, абсурдные работы.
![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_04_03/roy-lichtenstein-we-rose-up-slowly-1964-museum-mmk-fuer-moderne-kunst-frankfurt-ehemalige-sammlung-karl-stroeher-darmstadt-c.jpg.webp)
Полотна художника намеренно созданы так, что кажутся выполненными машиной на массовом производстве, имитацией быстрой массовой печати. На самом деле изображения были созданы им самим или его учениками с помощью трафаретов. Несмотря на обвинения в плагиате и многочисленные протесты со стороны посетителей, работы с первой выставки Лихтенштейна в 1962 году в галерее Лео Кастелли были распроданы еще до открытия. Художник стал знаменитым почти в одночасье. Сегодня его имя ставят в один ряд с Энди Уорхолом и Джексоном Поллоком. Искусство Лихтенштейна лишено не только морализаторства, но и в целом каких-либо утверждений. Оно просто фиксирует состояние общества в ту эпоху, когда миром правила рекламная индустрия.
• Рой Лихтенштейн. Выставка к столетию. Галерея Альбертина, Вена, Австрия. До 14 июля 2024.
![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_04_03/roy-lichtenstein_mujer-en-el-bano_648-1978.jpg.webp)
![](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2024_04_03/roy-lichtenstein_thinking-of-him_1963.jpg.webp)