100 лет дизайна: кресло-цветок Масанори Умеды
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_06_09/getsuen_11.jpg)
Предмет, который украшает сегодня частные коллекции и входит в постоянное собрание музеев, Масанори Умеда, (р. 1941) создал тридцать лет назад, в 1990 году. Японский дизайнер творил в составе знаменитого объединения Memphis в Милане, под руководством Этторе Соттсасса. Для мемфицистов форма не должна была следовать функции: они ставили под сомнение рационализм модернистской школы. Объекты напоминают игрушки: веселая свобода, анархия идей. Антидизайн «Мемфиса» отличался яркими красками и говорил языком поп-арта.
По теме: 100 лет дизайна: кресло Vermelha братьев Кампана
«Современная индустриализация на Западе отдает приоритет функционализму и эффективности, разрушая прекрасную природу, — говорил Умеда. — Вот почему мои дизайнерские работы вдохновлены образами животных и растений». Масанори Умеда создал кресло Getsuen в форме раскрывающегося бутона. Бархатистая обивка имитирует мягкость лепестков, а колесики (для удобства перемещения кресла) окрашены так, чтобы выглядеть как фрагмент стебля.
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_06_08/getsuen_10.jpg)
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_06_08/getsuen_9.jpg)
Для производства Getsuen потребовалась не только поэтическая любовь дизайнера к цветам, но и усилия целой команды инженеров итальянской компании Edra. Каркас сделан из литой стали, мягкие «лепестки» — при помощи полиуретановой заливки. Передние опоры представляют собой небольшие стальные сферы, а задняя — колеса, покрытые флуоресцентным составом.
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_06_08/getsuen_4.jpg)
Дизайнер Масанори Умеда вспоминает историю создания кресла: «Моя жена обожает цветы. Она сумела воссоздать в нашем крошечном дворе в Японии удивительно гармоничный сад в английском стиле: помимо прочего в нем множество ваз с бесчисленными видами цветов. Это настоящий небольшой ботанический сад посреди мегаполиса.
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_06_08/getsuen_8.jpg)
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_06_08/getsuen_7.jpg)
Каждый год наш сад, усыпанный цветами, поражает прохожих. Некоторые даже приезжают издалека, чтобы стать свидетелями этого «цветочного шоу». Однажды поздним летним вечером, когда светила полная луна, меня тронул небесно-голубой цветок с пятью лепестками, кикё — колокольчик, что расцвел в углу сада. Это зрелище чрезвычайно тронуло меня. И в тот момент родилась моя идея коллекции предметов-«цветов». Getsuen — это сад в полнолуние, явление дистиллированной природной красоты. Цветы прекрасны, но их жизнь, увы, коротка. Мои же «цветы» для Edra живут более тридцати лет. И некоторые будут продолжать цвести вечно в залах музеев дизайна».
Объекты, подобные креслу по проекту этого японского дизайнера, ускользают от определений и типологий: они просто становятся знаками. В компании Edra уверены: это кресло не переродилось в икону дизайна, оно было иконой рождено. Особенность форм, чувственность линий и красного бархата, делает кресло в виде цветка неповторимым. Кресло как посвящение тому, кто пытается увидеть мечту в повседневной жизни. «Я надеюсь, что одно из моих кресел-цветов сможет создать вокруг себя непринужденную обстановку», — говорит Масанори Умеда.
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_06_08/getsuen_5.jpg)
«Дизайн Масанори, необычный по форме и сложный с точки зрения производства, передает настоящую японскую атмосферу: это дух уважения и элегантности, — уверен Валерио Мадзеи, президент Edra, — Я помню нашу первую встречу в 1990 году: дизайнер проехал к нам из Японии до Тосканы с коробкой, в которой были несколько макетов крошечных кресел в форме цветов. И это была любовь с первого взгляда, так родилась коллекция Flowers».
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_06_08/getsuen_2.jpg)
![](https://api.interior.ru/media/images/setka/2020_06_08/getsuen_3.jpg)