100 лет дизайна: табурет Cork Джаспера Моррисона

За последние 30 лет Джаспер Моррисон зарекомендовал себя как дизайнер, посвятивший свою жизнь функциональности. К настоящему моменту он создал приблизительно 600  предметов (от мебели до электроники),  и все они — постоянное упражнение, как свести вещь к ее основе, не ставя при этом под угрозу форму. Джаспер Моррисон, апологет  «анонимного» дизайна, проектирует вещи только в том случае, когда уверен, что они будут служить долгие годы и не выйдут из моды. Так случилось и с его серией табуретов Cork, выпущенных Vitra в 2004 году. 


По теме: Джаспер Моррисон: пять мыслей о студентах, инстаграме и мебели

Эти табуреты, скромная форма которых напоминает катушки для ниток, попали в коллекции музеев дизайна. 

Моррисон известен своей гипер-чувствительностью к материалам. Благодаря этой способности может работать и с деревом, и со стеклом, и с алюминием, и с пластиком, и с пробкой. Главное — чтобы в итоге получался эко-продукт высокого уровня. «Даже если я работаю с пластиком, то это скорей всего будет эко-пластик с использованием переработанной щепы», — утверждает Моррисон.

Материал, который выбрал дизайнер для Cork, обладал всеми свойствами, которые он ценил. Предметы должны были быть супер-легкими, полностью перерабатываемыми, экологичными, прочными и красивыми. «Пробка мне нравилась всегда. Редко найдешь такой податливый, и одновременно прочный материал, каждый фрагмент которого может быть использован. Можно таким образом работать с пробкой, что у нее совсем не будет остатков — на сегодняшний день это мечта каждого, кто обладает экологическим сознанием.

С пробкой сложно что-то делать в действительно промышленных масштабах из-за ее относительно дороговизны, высокой стоимости обработки и ручной подгонки предмета, но если говорить об ограниченных сериях — это один из самых красивых материалов.

Вообще же мне нравится довольно большая палитра различных субстанций, и сложно сказать, каким образом я определяю, какой именно материал будет наиболее подходящим для использования в данном проекте и как он будет сочетаться с другими. Обычно я просто приступаю к дизайну, определенным образом настроив зрение. Я смотрю вокруг и сканирую, что происходит. Сейчас это часто смесь интерьерной культуры и уличной: то есть если остаться в комнате без окон, любое вдохновение довольно быстро иссякнет.

Пробка для меня как раз является таким материалом, концентрирующим тренд слияния улицы и дома: она одинаково хорошо подходит для всего. Когда я начал с ней работать, то сразу понял какой это замечательный материал.  И на ощупь, и с точки зрения того, что он делает для атмосферы комнаты. А я с самого раннего возраста  понимал, что обладаю какой-то сверхчувствительностью к атмосфере дома и интерьера: тому, как и из чего сделаны предметы. Для меня уникальные атмосферные качества объекта — ключевая составляющая его долгосрочного успеха, такая же важная, как и его функциональность».  

С функциональностью у Cork Family все отлично: все пять предметов, входящие в коллекцию, могут служить различным образом. При всей свой легкости они очень устойчивы — могут служить табуретом или приставным столиком.  Моррисон извлек максимум из природных свойств пробки: прочность предмета здесь сочетается с приятной бархатистой поверхностью.  

«Когда я начинаю проектировать, я не думаю о том, каким образом вещь будет жить через много лет. Мне кажется, важно понимать настоящее, описывать актуальное состояние. Я не большой эксперт в предсказании будущего. За исключением того, что точно можно спрогнозировать появление все большего количества плохих вещей — именно этого мы и должны избегать».