100 лет дизайна: стеллаж Carlton Этторе Соттсасса

Архитектор и дизайнер Этторе Соттсасс (1917–2007) — одна из самых влиятельных и нетрадиционных фигур в истории дизайна XX века. Этот архитектор участвовал во всех радикальных движениях 70-х и 80-х годов, и оставил после себя огромное наследие и целую школу истовых подражателей.

Время появления стеллажа Carlton, программного шедевра мастера, совпало с появлением знаменитой группы Memphis, которую 64-летний Соттсасс возглавил. Деятельность этого объединения навсегда изменила сценарий итальянского и мирового дизайна. Это произошло в 1981 году.


По теме: Этторе Соттсасс: профессионализм и бунтарство

К 1981 году Соттсассу, получившему в юности блестящее образование и выросшему в семье архитекторов, было что сказать. Еще с 1960-х годов, когда он активно проектировал для Olivetti, Соттсасс экспериментировал с объектами, которые стали отражением его впечатления от путешествий по США и Индии. Это были огромные алтароподобные керамические скульптуры и скульптурные «Супербоксы».

Миниатюрная версия стеллажа Carlton

Соттсасс стремился к формулировке концептуальных утверждений, а не к созданию потребительского продукта. Покрытые смелыми материалами (в том числе и красочными ламинатами), эти объекты 60-х уже были предшественниками вещей периода Memphis. Уже тогда Соттсасс говорил: «Я не хочу больше делать потребительские товары, потому что и так всем ясна опасность потребительского отношения». Его работа была определена сотрудничеством с экспериментальными дизайнерами из Superstudio и Archizoom Associati.

Соттсасс несколько десятилетий подрывал буржуазные устои, и намеревался заниматься этим и дальше. Его видение мироустройства было скорее магическим, любая расчисленность и рациональность ему претила.

«Дизайн для меня загадка, как и сама повседневность. К примеру, в моей жизни неявных и магических моментов гораздо больше, чем определенных. Если я влюбляюсь в девушку, то вряд ли смогу проанализировать то, что происходит: тут больше непонятного, чем понятного. Да, мы говорим о тайне в отношении любви, но также это можно применить для всего: для моей профессии, для моего тела. Ситуации, логика которых непонятна, гораздо более многочисленны, чем принято думать.

Для меня все вещи в мире связаны. И если мне придется разделить время на отдельные моменты, не имеющие никакой связи друг с другом, то каждый из этих моментов по их окончании покажется мне руиной. Как только наступает второй момент, память о первом уже потеряна, и баланс разрушается. Руины — это дом без логики, в котором вы ничего не понимаете. Ученые тоже обсуждают идею хаоса, и гораздо более основательней, чем я.

Призывать на помощь математику — это придерживаться некоего предварительного баланса. Но если вы влюблены в кого-то, вы не собираетесь углубляться в математику. Если у вас рак — возможно, вас будут лечить вас с помощью математических алгоритмов, но в любом случае и любовь, и лечение — очень неоднозначные процессы. Так же происходит и с дизайном — никогда не знаешь, чем определяется баланс».

Размеры культового стеллажа: 197×190×39.9 cm

Стеллаж Carlton, созданный из дерева и пестрого ламината, в каком-то смысле является как раз материальным воплощением баланса, о котором мечтал Соттсасс. В этой огромной, почти двухметровой конструкции, все противоречивые части находятся в гармонии. Горизонтали уравновешены вертикальными и наклонными элементами, черное и белое — ярким цветом. Тотемность предмета, к которой Соттсасс тяготел всю жизнь, явлена совершенно определенно. Стеллаж стал иконой движения — мир дизайна после Миланской мебели выставки 1981 года, где был представлена первая коллекция Memphis, был потрясен.

Стеллаж Carlton в интерьере

«Это потрясло одних и позабавило других, но всех без исключения присутствующих на ярмарке эта вещь и вся коллекция в целом заставила испытать сильное возбуждение», — писали в New York Times после премьеры. Эта экстравагантная мебель моментально разошлась по частным коллекциями Дэвида Боуи, Карла Лагерфельда и других звезд. А антропоморфный стеллаж (или как его еще часто называют room-divider) Carlton стал культовым произведением. C тех пор его переиздавали, делали из него миниатюры, игрушки и стикеры, но сила его воздействия по-прежнему велика.

Этторе Соттсасс был известен своими эксцентричными выходками