100 лет дизайна: кресло Barcelona Миса ван дер Роэ

«Стул – очень сложный предмет. Построить небоскреб куда проще», — утверждал американский архитектор Мис ван дер Роэ, создатель кресла Barcelona. В этом предмете он воплотил свои два главных принципа: «Бог в деталях» и «Меньше – значит больше».  

В 2019 кресло Barcelona празднует свой 90-летний юбилей. Один из выдающихся образцов модернизма находится в производстве больше 80 лет, и с момента своего создания почти не претерпело изменений. Первоначально стальной каркас соединялся винтами, однако в 1950-е годы Мис ван дер Роэ усовершенствовал эту конструкцию и сделал ее монолитной.

Архитектор Мис ван дер Роэ.

В этом кресле сплелись все достижения Миса ван дер Роэ: его стиль всегда отличался простотой, которую он возвел в культ. В своей архитектуре он всегда использовал современные ему материалы (сталь и стекло),  и сравнивал их с «кожей и костями» архитектуры.

Немецкий павильон, созданный Мисом ван дер Роэ к международной выставке 1929 года в Барселоне.

Кресло было создано в 1929 году для немецкого павильона на Международной выставке в Барселоне. Германия только приходила в себя после первой мировой войны, и комиссар немецкого павильона Георг фон Шницель пригласил американского архитектора и его коллегу Лилли Райх «дать голос духу нового времени». Было известно, что павильон посетит испанский король Альфонсо XIII с супругой. Мис ван дер Роэ решил создать новые модернистские троны для королевской семьи.

Металлический каркас кресла. Фрагмент.

«Сам король должен быть на открытии. А значит, стулья должны были быть по-настоящему монументальными. В таких обстоятельствах вы не можете использовать обычное сиденье», — вспоминал архитектор о начале работы над этим предметом.

Пересекающиеся ножки кресла — отсыл к тронам египетских фараонов.

Подушки были сшиты из 148 кусков кожи. Вероятней всего, такое соединение придумала Лилли Райх, ученица Йозефа Хоффмана и блестящий дизайнер по текстилю.

Одна из недавних убедительных версий: авторство кресла нужно разделить между Мисом ван дер Роэ и Лилли Райх, его подругой и коллегой, если не отдать пальму первенства идеи самой Райх, как и в случае с некоторыми другими предметами по дизайну ван дер Роэ.

Известно, что королевская пара так и не присела на предназначенные ей кресла. Впервые модель Barcelona, как домашний предмет мебели, появилась на построенной Мисом ван дер Роэ вилле Tugendhat в чешском Брно (1930).   

Кресло Barcelona на вилле Tugendhat, спроектированной Мисом ван дер Роэ в Брно в 1930 году.

В 1948 году, после смерти Лилли Райх, Мис ван дер Роэ передает права на производства стула компании Knoll. Именно в тот момент конструкция претерпела изменения (разъемные части заменили монолитной конструкцией).

Кресло Barcelona в знаменитом «Стеклянном доме» Филипа Джонсона. Фото: Richard Barnes

Barcelona стало необычайно популярно в 1950-1960-е годы, поэтому многие думали, что оно появилось именно тогда. Кресло очень скоро превратилось в статусный символ, которым спешили обзаводиться крупные компании, оформлявшие роскошные офисы. Чаще всего его ставили в зону ожидания. 

Персонаж Дэниэла Крейга (Агент 007) на кресле Barcelona.

«Мы должны постараться привести природу, дом и человека к такому единству, которого до нас еще не было», — говорил Мис ван дер Роэ. В случае с Barcelona несомненно великому архитектору удалось сделать шаг в этом направлении.