100 лет дизайна: светильник Chiara Марио Беллини
Светильнику Chiara, спроектированному классиком итальянского дизайна Марио Беллини (р. 1935) для компании Flos в 1969 году, исполнилось полвека. По этому случаю было решено перевыпустить культовую модель: сейчас она представлена виде торшера и настольной лампы. Также предусмотрены несколько вариантов отделки: глянцевая нержавеющая сталь, матовая бронза и глянцевый черный, а тип освещения заменен на светодиодный.
По теме: Марио Беллини: пять мыслей о карандаше и человечности
Для дизайна 70-х годов модель Chiara была знаковой. Ее остроумная конструкция поражала простотой и точностью. Цельный стальной лист был раскроен, разрезан и свернут в цилиндр. Его форма была харизматичной и вызывала ассоциаций с капюшонами монахов, напоминающих нимб и корону одновременно. Собственно, Беллини и не скрывал, что назвал светильник Chiara в честь францисканского монашеского Ордена бедных дам — Бедные Клары были основаны Клэр Ассизской в 1212 году.
Работать над этой конструкцией Беллини начал в 1968 году, когда ему было 33 года. Он только искал свой выразительный язык, был молод, полон идей и энергии — к счастью, итальянская дизайнерская индустрия того времени давала множество возможностей для их реализации. И будущий классик (сейчас Беллини — обладатель восьми наград Compasso d'Oro, а почти три десятка его работ являются частью постоянной коллекции MoMa) с упоением погружается в эксперименты с бумажными моделями ламп — таких, которые бы давали одновременно рассеянный, отраженным и скрытый свет.
В книге Il design spiegato ai bambini («Дизайн, объясненный для детей», Bompiani, 2018) Марио Беллини говорит: «Мне не нравятся светильники с лампочками, потому что они мешают глазам. Поэтому я всегда проектировал осветительные приборы так, мне представляется правильным и как я люблю. В первую очередь я думал о том, насколько правильным и мягким будет, когда стемнеет — и потом задумывался о форме абажура. Вот так и я придумал торшер в виде капюшона монахини, который делает свет белым и мягкимЁ.
В одной из монографий (Furniture, Machines & Objects, под редакцией Энрико Мортео, Phaidon 2015) Беллини вспоминает 1968 год, когда он придумал лампу: «Правильную форму я нашел далеко не сразу, и немало было слез пролито над неудачными вариантами. Но меня спасла — не смейтесь — простыня, обернутая вокруг моей руки. Она подсказала тот трехмерный образ, который я искал. А набросками я уже занялся позже».
«Мне хотелось создать такой светильник, который бы олицетворял в интерьере одновременно интеллект и достоинство. Благодать, если хотите. И название дал такое, чтобы акцентировать игру слов — светлый и святой. Ее конструкция — это массивный цилиндр, удерживающий рассеиватель. В раскроенном виде этот светильник вообще напоминает ангела — его абажур похож на крылья. Мне нравился образ, когда эти крылья как бы рассеивают свет вокруг себя, при этом сам источник света оказывается скрытым».
«В 1940-х годах дизайн подразумевал постулат, что форма всегда следует функции. Но я совсем не верил в это. Для меня форма всегда следует эмоции и тем ценностям, которые с ними связаны. Но оказалось, что даже такая эмоциональная модель, как Chiara, тоже следует функции — может быть даже больше, чем чисто утилитарные светильники, поскольку работа света и отражений в ней продумана, как никогда. Эта вещь заполняет собой пространство. И с ее присутствием нужно считаться. Она апеллирует к вашей способности считывать эмоциональное послание вещи — и взамен дарит вам совершенный свет».