Эрик Гуннар Асплунд: скандинавская архитектура от неоклассики до funkis

Эрик Гуннар Асплунд (22 сентября 1885 — 20 октября 1940) — шведский архитектор и главный представитель «нордического неоклассицизма» 1920-х годов. Он уважал традиции и выработал новые стандарты строительства. Асплунд сумел за свою жизнь создать образцы почти во всех жанрах: от публичных библиотек до выставочных павильонов, от ресторанов до кладбищ. Он — один из основных сторонников модернизма, поставившего Швецию в ряд с другими европейскими странами: это произошло на Стокгольмской международной выставке 1930 года. Асплунд вывел архитектуру и дизайн своей страны на небывалый для того времени технологический уровень. Его называли крестным отцом cкандинавского функционализма — funkis.


По теме: Архитекторы об архитекторах: 5 имен, которые вдохновляют

Скандинавская архитектура до конца XIX века нечем особенным не выделялась: почти все ее крупные сооружения (замки, соборы) обычно строились в исторических стилях, заимствованных из-за рубежа. Большинство общественных зданий были деревянными, каменными или кирпичными: причем строились они строителями без формальной архитектурной подготовки.

Архитектурное положение Скандинавии начало меняться в начале XX века, когда архитекторы отвергли историзм и предложили использовать новые международные стили и технологические достижения, включая элементы местных строительных традиций. Постепенно выработались определяющие черты скандинавского стиля: cкромные функциональные постройки, находящиеся в равновесии с природой. Именно архитекторы сыграли значительную роль в появлении модели социального обеспечения: они выступали за качественное жилье для всех и общественные здания для общего блага. Гуннар Асплунд стал теоретиком этого нового направления.

Кресло Senna Lounge Chair было разработано Эриком Гуннаром Асплундом для Парижской всемирной выставки 1925 года. Кресло было переиздано Cassina лимитированной серией в 1983 году. Оригинал кресла можно увидеть в Шведском национальном музее.

Интерьер Гётеборгского суда

Асплунд получил образование в Академии художеств в Стокгольме. Его знакомство с классической архитектурой во время поездки в Грецию и Италию в 1913–14 годах произвело на него глубочайшее впечатление: он увлекается идеями классицизма. Он решает изучать архитектуру в Королевском технологическом институте, и в конечном итоге создает собственную студию в 1913 году. Позже становится профессором архитектуры Королевского технологического института, где преподает с 1931 года и учит новое поколение архитекторов.

Гуннар Асплунд вывел на первый план стиль, в котором неоклассицизм были тесно переплетены с традиционными местными элементами. Причем сделал он это виртуозно. Асплунд стал автором одного из самого значительно здания этого периода — Стокгольмской публичной библиотеки (Stockholms stadsbibliotek), с круглым центральным читальным залом (1928). Это уникальное здание, в котором чувствуются идеи архитекторов французского Просвещения Николя Леду и Этьена-Луи Булле, оказалось невероятно созвучно шведскому ландшафту. Многие современные дизайнеры и архитекторы до сих пор называют это здание одним из самых впечатляющих европейских сооружений.

Стокгольмская публичная библиотека, 1928

Однако ключевым событием в карьере Асплунда стало проектирование главных павильонов Стокгольмской выставки 1930 года, организованной во имя пропаганды современного образа жизни. Планировалось, что общество положительным образом откликнется на модернизацию — так и произошло.

Годом позже Асплунд участвует в создании программного манифеста функционалистов «Acceptera» («Принимай»): он настаивает на отрицании исторических стилей и торжестве современности, что должно поставить Швецию в ряд с другими странами Европы. Этот теоретический текст и выставка стали точкой, после которой и сформировался скандинавский дизайн как явление: в частности, он оказал решающее влияние на Алвара Аалто, который воспринял идеи модернизма и развил их в финском дизайне.

Терраса ресторана Paradise на Стокгольмской  выставке 1930 года, проект Гуннара Асплунда

Асплунд продемонстрировал на выставке 1930 года все возможности нового архитектурного направления: он разработал павильоны в стиле функционализма под влиянием работ Баухауса и Ле Корбюзье. Из всех архитектурных новшеств, внедренных Асплундом, выделялось предпочтение стали и стекла в качестве главных конструктивных и выразительных средств. Позже это пристрастие к металлу также отразилось в дизайне его мебели, потому что (как он написал в своем модернистском манифесте) «больше не было необходимости в старых культурных формах». В 1930-х годах он разработал культовое кресло GA-2 (для Nordiska Kompaniet и Källemo) и кресло Karmstol.

Павильон для концертов на Стокгольмской выставке 1930 года
Павильон текстиля на Стокгольмской выставке 1930 года

В течение следующих нескольких десятилетий funkis стал доминирующим стилем в Швеции. В первые годы его существования появились настоящие шедевры, в которых сочетались минималистская эстетика с яркой гуманистической направленностью: это и стало отличительной чертой скандинавского стиля.

Стул 501 Göteborg, Cassina.

Один из классических образцов мебели, созданных Асплундом, cтул Göteborg — поэтическая интерпретация идей рационализма. Стул был заказан для проекта расширения здания суда в шведском Гётеборге, где были созданы теплые интерьеры с деревянными панелями. Изогнутый профиль спинки стула напоминает дизайн Баухауса, однако Асплунд делает ширину спинки и ножек одинаковой. Также можно заметить сходство с историческим стулом Thonet № 14, одному из ранних образцов мебели промышленного производства: Асплунд таким образом хотел выразить дань уважения этой модели.

Более поздние работы Асплунда, в частности, магазин «Бреденберг» (1933–35), Государственная бактериологическая лаборатория в Стокгольме (1933–35) и проект расширения здания Гётеборгского суда (1934–37), демонстрировали приверженность современному дизайну. К этим зданиям относится и «Лесное кладбище» Скогскиркогорден 1940 года, созданное Гуннаром Асплундом и Сигурдом Леверенцем на окраине Стокгольма. В композиции этого комплекса Асплунд использует колонны, которые, хотя и являются современными по стилю, передают чувство классического достоинства и спокойствия. В 1994 году комплекс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А часовня Woodland послужила прототипом для масштабного проекта Ватикана во время Венецианской архитектурной биеннале 2018 года.


Часовня Woodland Chapel, 1918-20.

Внимание к детали, целостности внутренней отделки и общему легкому впечатлению были для шведской архитектуры редкостью. В Швеции качество дизайна часто оказывалось подчинено экономическим и политическим приоритетам. Дома были устроены удобно и крепко, но они редко были инновационными или визуально интересными. Постройки Асплунда ввели новые стандарты, когда мебель становится такой же важной составляющей, как и архитектурные элементы.

«Лесное кладбище» Скогскиркогорден (Skogskyrkogarden) 1940 года, созданное Гуннаром Асплундом и Сигурдом Леверенцем на окраине Стокгольма 

Фрагмент интерьеров здания суда в Гётеборге.
Зал ожидания, «Лесное кладбище» Скогскиркогорден, 1940
Светильник, спроектированный для здания суда в Гётеборге, 1930-е

Кресла GA-2, Källemo

Летний дом в местечке Стеннас (Sorunda), Швеция, 1937

Разошедшийся тысячными тиражами Garden, ставший архетипом садового стула (есть также версия и с подлокотниками), B. Giertz, Flen, 1930

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит