Эрик Гуннар Асплунд: скандинавская архитектура от неоклассики до funkis
Эрик Гуннар Асплунд (22 сентября 1885 — 20 октября 1940) — шведский архитектор и главный представитель «нордического неоклассицизма» 1920-х годов. Он уважал традиции и выработал новые стандарты строительства. Асплунд сумел за свою жизнь создать образцы почти во всех жанрах: от публичных библиотек до выставочных павильонов, от ресторанов до кладбищ. Он — один из основных сторонников модернизма, поставившего Швецию в ряд с другими европейскими странами: это произошло на Стокгольмской международной выставке 1930 года. Асплунд вывел архитектуру и дизайн своей страны на небывалый для того времени технологический уровень. Его называли крестным отцом cкандинавского функционализма — funkis.
По теме: Архитекторы об архитекторах: 5 имен, которые вдохновляют
Скандинавская архитектура до конца XIX века нечем особенным не выделялась: почти все ее крупные сооружения (замки, соборы) обычно строились в исторических стилях, заимствованных из-за рубежа. Большинство общественных зданий были деревянными, каменными или кирпичными: причем строились они строителями без формальной архитектурной подготовки.
Архитектурное положение Скандинавии начало меняться в начале XX века, когда архитекторы отвергли историзм и предложили использовать новые международные стили и технологические достижения, включая элементы местных строительных традиций. Постепенно выработались определяющие черты скандинавского стиля: cкромные функциональные постройки, находящиеся в равновесии с природой. Именно архитекторы сыграли значительную роль в появлении модели социального обеспечения: они выступали за качественное жилье для всех и общественные здания для общего блага. Гуннар Асплунд стал теоретиком этого нового направления.
Асплунд получил образование в Академии художеств в Стокгольме. Его знакомство с классической архитектурой во время поездки в Грецию и Италию в 1913–14 годах произвело на него глубочайшее впечатление: он увлекается идеями классицизма. Он решает изучать архитектуру в Королевском технологическом институте, и в конечном итоге создает собственную студию в 1913 году. Позже становится профессором архитектуры Королевского технологического института, где преподает с 1931 года и учит новое поколение архитекторов.
Гуннар Асплунд вывел на первый план стиль, в котором неоклассицизм были тесно переплетены с традиционными местными элементами. Причем сделал он это виртуозно. Асплунд стал автором одного из самого значительно здания этого периода — Стокгольмской публичной библиотеки (Stockholms stadsbibliotek), с круглым центральным читальным залом (1928). Это уникальное здание, в котором чувствуются идеи архитекторов французского Просвещения Николя Леду и Этьена-Луи Булле, оказалось невероятно созвучно шведскому ландшафту. Многие современные дизайнеры и архитекторы до сих пор называют это здание одним из самых впечатляющих европейских сооружений.
Однако ключевым событием в карьере Асплунда стало проектирование главных павильонов Стокгольмской выставки 1930 года, организованной во имя пропаганды современного образа жизни. Планировалось, что общество положительным образом откликнется на модернизацию — так и произошло.
Годом позже Асплунд участвует в создании программного манифеста функционалистов «Acceptera» («Принимай»): он настаивает на отрицании исторических стилей и торжестве современности, что должно поставить Швецию в ряд с другими странами Европы. Этот теоретический текст и выставка стали точкой, после которой и сформировался скандинавский дизайн как явление: в частности, он оказал решающее влияние на Алвара Аалто, который воспринял идеи модернизма и развил их в финском дизайне.
Асплунд продемонстрировал на выставке 1930 года все возможности нового архитектурного направления: он разработал павильоны в стиле функционализма под влиянием работ Баухауса и Ле Корбюзье. Из всех архитектурных новшеств, внедренных Асплундом, выделялось предпочтение стали и стекла в качестве главных конструктивных и выразительных средств. Позже это пристрастие к металлу также отразилось в дизайне его мебели, потому что (как он написал в своем модернистском манифесте) «больше не было необходимости в старых культурных формах». В 1930-х годах он разработал культовое кресло GA-2 (для Nordiska Kompaniet и Källemo) и кресло Karmstol.
В течение следующих нескольких десятилетий funkis стал доминирующим стилем в Швеции. В первые годы его существования появились настоящие шедевры, в которых сочетались минималистская эстетика с яркой гуманистической направленностью: это и стало отличительной чертой скандинавского стиля.
Один из классических образцов мебели, созданных Асплундом, cтул Göteborg — поэтическая интерпретация идей рационализма. Стул был заказан для проекта расширения здания суда в шведском Гётеборге, где были созданы теплые интерьеры с деревянными панелями. Изогнутый профиль спинки стула напоминает дизайн Баухауса, однако Асплунд делает ширину спинки и ножек одинаковой. Также можно заметить сходство с историческим стулом Thonet № 14, одному из ранних образцов мебели промышленного производства: Асплунд таким образом хотел выразить дань уважения этой модели.
Более поздние работы Асплунда, в частности, магазин «Бреденберг» (1933–35), Государственная бактериологическая лаборатория в Стокгольме (1933–35) и проект расширения здания Гётеборгского суда (1934–37), демонстрировали приверженность современному дизайну. К этим зданиям относится и «Лесное кладбище» Скогскиркогорден 1940 года, созданное Гуннаром Асплундом и Сигурдом Леверенцем на окраине Стокгольма. В композиции этого комплекса Асплунд использует колонны, которые, хотя и являются современными по стилю, передают чувство классического достоинства и спокойствия. В 1994 году комплекс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А часовня Woodland послужила прототипом для масштабного проекта Ватикана во время Венецианской архитектурной биеннале 2018 года.
Внимание к детали, целостности внутренней отделки и общему легкому впечатлению были для шведской архитектуры редкостью. В Швеции качество дизайна часто оказывалось подчинено экономическим и политическим приоритетам. Дома были устроены удобно и крепко, но они редко были инновационными или визуально интересными. Постройки Асплунда ввели новые стандарты, когда мебель становится такой же важной составляющей, как и архитектурные элементы.