Виктор Вазарели: уникальна идея, а не объект

Виктор Вазарели: уникальна идея, а не объект

Художник, дизайнер, исследователь Виктор Вазарели (Victor Vasarely, 09.04.1906 –15.03.1997) всю творческую жизнь экспериментировал с визуальностью. Лидер оп-арта и «дедушка оп-арта» он начал свои поиски еще в 1930-х. Своей популярностью это направление в искусстве и дизайне во многом обязано доступностью пространственных уловок, которые изобрел Вазарели, а также легкостью их тиражирования.


По теме: Современное искусство: 10 советов начинающим коллекционерам

Вазарели родился в Пече в Венгрии. В юности он больше интересовался наукой, чем искусством: в 1925 году он поступил в Медицинскую школу Будапештского университета, где проучился два года. Дальнейшее высшее образование Вазарелли ппродолжил  по классу живописи в Академии Подолини-Фолькмана в Будапеште. Его учителем был Шандор Бортник, известный последователь и приверженец Баухауса, основавший в 1929 году собственную школу с подобными Баухаусу принципами (школа была частной, и Вазарели провел там два года).

Виктор Вазарели. Zebres, 1938 

В 1930 году 24-летний Вазарели переезжает в Париж вместе с женой Клер Спиннер, которая была младше его на два года и была одной из его студенток.  В довоенный период Вазарели восхищался абстрактным экспрессионизмом. Для того, чтобы продолжить свои собственные  опыты, ему приходилось работать в нескольких рекламных агентствах, занимаясь творчеством только по вечерам. Постепенно он стал довольно успешным графическим дизайнером.

Виктор Вазарели. Bellatrix II, 1957 

В конце 1930-х годов Вазарели нашел единомышленника и покровительницу: ею стала арт-дилер Дениз Рене. В июле 1944 года на втором этаже дома по адресу 124 rue La Boétie открылась новая Galerie Denise René. На дебютной выставке были представлены рисунки и графические композиции Виктора Вазарели. Это было начало общего приключения, которое глубоко отметит историю искусства второй половине XX-го века.

Виктор Казарели. Keiho. 1963

После 1945 года Вазарели с семьей много времени проводит на юге Франции, где создавает свои живописные холсты. Позднее этому продолжительному пребыванию на юге он даже приписывал собственно изобретение оп-арта, поскольку особенности интенсивного и яркого света с резкими тенями повлияли на его опыт зрения.

Виктор Вазарели. Vega III, 1957-59. 

В ранних монохромных работах Вазарели считывались влияния двух течений, восхищавших его: Баухауса и абстрактного экспрессионизма. Однако он идет дальше: его больше интересует новый уровень точности. Его геометрическая форма абстракции подразумевала различные оптические узоры с кинетическим эффектом. Художник создает сетку, в которой геометрическая форма выстраивается с помощью яркого цвета таким образом, что глаз воспринимает колеблющееся движение.

Виктор Вазарели. Alom, 1966

«Искусство завтрашнего дня будет коллективным сокровищем или вообще не будет искусством», — уверен Вазарели. Вокруг него складывается широкий круг последователей и экспериментаторов. В движение вошли художники: Агам, Гетулио Альвиани, Ричард Анускевич, Хесус-Рафаэль Сото и Бриджет Райли. Как отдельное мощное явлениее оп-арт был признан на выставке «Отзывчивый глаз» в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1965 году. Куратором выставки стал Уильям Сейтц, первый кандидат наук в области современного искусства и автор первых больших текстов об абстрактном экспрессионизме. На выставке показали работы почти 100 художников из 15 стран. Помимо состоявшихся европейских оп-артистов (Виктора Вазарели, Йозефа Алберса, Бриджет Райли), на выставке были представлены работы молодых американских абстракционистов (Элсуорта Келли, Эда Рейнхарда и др.).

Виктор Вазарели. Boygo. 1968. 160х160 см.  Картина продана на аукционе Christie's в 2018 году за 106 250 ф. ст. 

Идеей куратора было собрать работы-«генераторы», вызывающие в глазу и мозгу зрителя бессознательную чувственную реакцию. С помощью линий, плоскостей, узоров, пятен и геометрических фигур должны были возникнуть новые отношения между зрителем и произведением, основанные на чувственном восприятии. Эта выставка впоследствии сильнейшим образом повлияла на американскую рекламу и дизайн. Привлекательные и запоминающиеся работы Вазарели получили широкое распространение в виде постеров и текстильных принтов. Его начинают воспринимать как патриарха оп-арта, мастера модного геометрического узора, яркого цвета и пространственных хитростей.

Виктор Вазарели в своей мастерской. 1970-е.

Вазарели был уверен, что его работа является связующим звеном между Баухаусом и новым видом современного дизайна, который может спасти мир от «визуального загрязнения». Он считал, что искусству так или иначе придется искать гибридные коллабы с архитектурой, чтобы выжить. И он активно занимался проектными исследованиями, предлагая идеи в области городского дизайна.

Виктор Вазарели. Скульптура. Крашеное дерево. Около 1968 года. 

Вазарелли разработал компьютерную программу для проектирования своего искусства, а также самодельный набор для создания картин в стиле оп-арт. Большую часть работы по изготовлению своих работ он всегда поручал помощникам: «Уникальна оригинальная идея, а не объект сам по себе», — утверждал художник. Оптические паттерны Вазарели всегда имели сильное, часто претенциозное теоретическое обоснование.

Виктор Вазарели и Иварал (Yvaral), столовая, 1972, пространственная инсталляция, Art Collection Deutsche Bundesbank, Франкфурт

Влияние Вазарели заметно снизилось после 1970 года. Однако он прекрасно чувствовал себя в центре своей художественной империи, куда входили Музей Вазарели, открытый в 1970 году на юге Франции (именно там он проводил каждое лето с 1940-х годов), а также Фонд Vasarely, открытый в 1976 году в здании по его проекту в Экс-ан-Провансе. Эта модернистская постройка площадью около 5000 кв. метров была спроектирована художником в сотрудничестве с архитекторами Джоном Соннье и Домиником Ронсере. Здание состоит из шестнадцати шестиугольных призм шириной 14 метров.

Fondation Vasarely, открытый в 1976 году в Экс-ан-Провансе.

«Ячейки» покрыты панелями из анодированного алюминия черного и белого цвета, а 14 из них увенчаны деревянными и стеклянными пирамидальными куполами, обеспечивающими естественное освещение внутренних пространств. Здание было полностью отреставрировано в 2018 году.

Виктор Вазарели.

Вазарели умер 19 марта 1997 года в в местечке Аннет-на-Марне  (Франция) в возрасте 90 лет, оставив двух сыновей и троих внуков. Его супруга Клер умерла на 7 лет раньше самого Вазарели, прожив с художником 70 лет.

Виктор Вазарели. Vega Pal, 1969. 200х200 см. 

Публикация подготовлена в рамках совместной программы с Венгерским культурным центром в РФ — «Год венгерского дизайна». Материалы на сайте interior.ru объединены хэштегом #венгерский дизайн. Серия публикаций охватывает первые имена дизайна и архитектуры Венгрии и молодые таланты.

Музей Виктора Вазарели в Будапеште.

Виктор Вазарели. Скульптура Kroa MC, 1969,  печать на алюминии, 50 x 50 x 50 см, Музей Вазарели в Будапеште

Виктор Вазарели. Papillon, 1981
Виктор Вазарели. TUZ-2-4. 1980-1983. 200х200 см. Картина продана на аукционе Christie's в 2018 году за 211 500 ф. ст.

Обложка к альбому Дэвида Боуи, 1969.

Виктор Вазарели. Sin Hat 33. 1972.
Виктор Вазарели. Серия Sinfel, 1977

Виктор Вазарели. Автопортрет.

Виктор Вазарели. Gyemant Ond, 1973.
Виктор Вазарели. Paris Volans. 1979

Скульптура Вазарели на горнолыжном курорте Flaine. Архитектор Марсель Бройер. 

Виктор Вазарели. Dieuzeu, 1981. Картон, акрил, дерево.