Виктор Вазарели: уникальна идея, а не объект
Художник, дизайнер, исследователь Виктор Вазарели (Victor Vasarely, 09.04.1906 –15.03.1997) всю творческую жизнь экспериментировал с визуальностью. Лидер оп-арта и «дедушка оп-арта» он начал свои поиски еще в 1930-х. Своей популярностью это направление в искусстве и дизайне во многом обязано доступностью пространственных уловок, которые изобрел Вазарели, а также легкостью их тиражирования.
По теме: Современное искусство: 10 советов начинающим коллекционерам
Вазарели родился в Пече в Венгрии. В юности он больше интересовался наукой, чем искусством: в 1925 году он поступил в Медицинскую школу Будапештского университета, где проучился два года. Дальнейшее высшее образование Вазарелли ппродолжил по классу живописи в Академии Подолини-Фолькмана в Будапеште. Его учителем был Шандор Бортник, известный последователь и приверженец Баухауса, основавший в 1929 году собственную школу с подобными Баухаусу принципами (школа была частной, и Вазарели провел там два года).
В 1930 году 24-летний Вазарели переезжает в Париж вместе с женой Клер Спиннер, которая была младше его на два года и была одной из его студенток. В довоенный период Вазарели восхищался абстрактным экспрессионизмом. Для того, чтобы продолжить свои собственные опыты, ему приходилось работать в нескольких рекламных агентствах, занимаясь творчеством только по вечерам. Постепенно он стал довольно успешным графическим дизайнером.
В конце 1930-х годов Вазарели нашел единомышленника и покровительницу: ею стала арт-дилер Дениз Рене. В июле 1944 года на втором этаже дома по адресу 124 rue La Boétie открылась новая Galerie Denise René. На дебютной выставке были представлены рисунки и графические композиции Виктора Вазарели. Это было начало общего приключения, которое глубоко отметит историю искусства второй половине XX-го века.
После 1945 года Вазарели с семьей много времени проводит на юге Франции, где создавает свои живописные холсты. Позднее этому продолжительному пребыванию на юге он даже приписывал собственно изобретение оп-арта, поскольку особенности интенсивного и яркого света с резкими тенями повлияли на его опыт зрения.
В ранних монохромных работах Вазарели считывались влияния двух течений, восхищавших его: Баухауса и абстрактного экспрессионизма. Однако он идет дальше: его больше интересует новый уровень точности. Его геометрическая форма абстракции подразумевала различные оптические узоры с кинетическим эффектом. Художник создает сетку, в которой геометрическая форма выстраивается с помощью яркого цвета таким образом, что глаз воспринимает колеблющееся движение.
«Искусство завтрашнего дня будет коллективным сокровищем или вообще не будет искусством», — уверен Вазарели. Вокруг него складывается широкий круг последователей и экспериментаторов. В движение вошли художники: Агам, Гетулио Альвиани, Ричард Анускевич, Хесус-Рафаэль Сото и Бриджет Райли. Как отдельное мощное явлениее оп-арт был признан на выставке «Отзывчивый глаз» в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1965 году. Куратором выставки стал Уильям Сейтц, первый кандидат наук в области современного искусства и автор первых больших текстов об абстрактном экспрессионизме. На выставке показали работы почти 100 художников из 15 стран. Помимо состоявшихся европейских оп-артистов (Виктора Вазарели, Йозефа Алберса, Бриджет Райли), на выставке были представлены работы молодых американских абстракционистов (Элсуорта Келли, Эда Рейнхарда и др.).
Идеей куратора было собрать работы-«генераторы», вызывающие в глазу и мозгу зрителя бессознательную чувственную реакцию. С помощью линий, плоскостей, узоров, пятен и геометрических фигур должны были возникнуть новые отношения между зрителем и произведением, основанные на чувственном восприятии. Эта выставка впоследствии сильнейшим образом повлияла на американскую рекламу и дизайн. Привлекательные и запоминающиеся работы Вазарели получили широкое распространение в виде постеров и текстильных принтов. Его начинают воспринимать как патриарха оп-арта, мастера модного геометрического узора, яркого цвета и пространственных хитростей.
Вазарели был уверен, что его работа является связующим звеном между Баухаусом и новым видом современного дизайна, который может спасти мир от «визуального загрязнения». Он считал, что искусству так или иначе придется искать гибридные коллабы с архитектурой, чтобы выжить. И он активно занимался проектными исследованиями, предлагая идеи в области городского дизайна.
Вазарелли разработал компьютерную программу для проектирования своего искусства, а также самодельный набор для создания картин в стиле оп-арт. Большую часть работы по изготовлению своих работ он всегда поручал помощникам: «Уникальна оригинальная идея, а не объект сам по себе», — утверждал художник. Оптические паттерны Вазарели всегда имели сильное, часто претенциозное теоретическое обоснование.
Влияние Вазарели заметно снизилось после 1970 года. Однако он прекрасно чувствовал себя в центре своей художественной империи, куда входили Музей Вазарели, открытый в 1970 году на юге Франции (именно там он проводил каждое лето с 1940-х годов), а также Фонд Vasarely, открытый в 1976 году в здании по его проекту в Экс-ан-Провансе. Эта модернистская постройка площадью около 5000 кв. метров была спроектирована художником в сотрудничестве с архитекторами Джоном Соннье и Домиником Ронсере. Здание состоит из шестнадцати шестиугольных призм шириной 14 метров.
«Ячейки» покрыты панелями из анодированного алюминия черного и белого цвета, а 14 из них увенчаны деревянными и стеклянными пирамидальными куполами, обеспечивающими естественное освещение внутренних пространств. Здание было полностью отреставрировано в 2018 году.
Вазарели умер 19 марта 1997 года в в местечке Аннет-на-Марне (Франция) в возрасте 90 лет, оставив двух сыновей и троих внуков. Его супруга Клер умерла на 7 лет раньше самого Вазарели, прожив с художником 70 лет.
Публикация подготовлена в рамках совместной программы с Венгерским культурным центром в РФ — «Год венгерского дизайна». Материалы на сайте interior.ru объединены хэштегом #венгерский дизайн. Серия публикаций охватывает первые имена дизайна и архитектуры Венгрии и молодые таланты.