Эйнар Педерсен: великий краснодеревщик и датский дизайн

Эйнар Педерсен на фабрике PP Møbler, 2005

Эйнар Педерсен (Ejnar Pedersen, 1923-2020), один из самых плодовитых мастеров датского модернизма середины века, всю жизнь называл себя избалованным человеком. «Мне посчастливилось как мастеру работать с великими людьми — Хансом Вегнером, Поулом Кьерхольмом, Финном Юлом и многими архитекторами и дизайнерами, которых признали классиками».


По теме: Ханс Вегнер: 7 знаменитых вещей короля стульев

«Моя жизнь прошла так, будто обо мне кто-то непрестанно заботился. Словно меня охраняли и направляли в нужную сторону», — писал в своих воспоминаниях Эйнар Педерсен. Его автобиографический рассказ о зарождении и развитии датского модернизма полон невероятных деталей. И, хотя он никогда не признавал этого, Педерсен сыграл ключевую роль в появлении датского дизайна.

Стул Khep, спроектированный Эйнаром Педерсеном и Кнудом Холшером (Knud Holscher)

Этот краснодеревщик, проживший почти век, — человек, стоящий за произведениями знаменитых датских дизайнеров. История его жизни — это выдающиеся тандемы, оказавшиеся судьбоносными для индустрии.

Кофейный столик из тика, дизайн Эймара Педерсена

Педерсен закончил свое обучение в 1943 году и переехал в Копенгаген, где работал в компании AJ Iversen, являвшейся тогда самым уважаемым в стране производителем мебели. В молодом возрасте Эйнар дружил с Кнудом Вилладсеном, сыном своего старого учителя по столярному мастерству в Вейене. Получив достаточный опыт в крупном производстве, Педерсен вместе с Вилладсеном запустили успешную мастерскую и занялись продажей мебели. Семья Вилландсена познакомила Педерсона с ключевыми фигурами в мебельной индустрии того времени.

Интерьер дома Эймара Педерсена. Стул Сow Horn Chair по дизайну Ханса Вегнера, изготовленный на фабрике PP Møbler.

В 1948 году Передерсен как дебютант участвовал в крупной выставке, давшей серьезный доступ к профессиональной среде. Исполнение первых работ Педерсена было так профессионально, что ему быстро начали поступать заказы. Поворотный момент наступил в 1951 году, когда он объединил свои усилия с художником Гуннаром Агаардом Андерсеном и архитекторами Нанной и Йоргеном Дитцель для участния в выставке «Дерево, форма и цвет: сотрудничество краснодеревщика и художников» в Winkel & Magnussen, аукционном доме Копенгагена. Целью было восстать против традиционных правил внутренней отделки интерьеров и представить прогрессивные идеи обстановки современного дома.

Стол для макияжа и контейнер для косметики «EP» в доме Педерсена в Хёрсхольме. Предмет был разработан Ханне Кьерхольм в 2004 году и изготовлен из красного дерева и матовой стали Педерсеном на фабрике PP Møbler.

Предметы выставки были предельно минималистичны, обладали четкими линиями и были исполнены в новых материалах. Критики восприняли выставку как юношеский эксперимент, однако энтузиасты называли ее взглядом в будущее и признаком смены эпох в Дании. С тех пор Йорген и Нанна Дитцель стали постоянными клиентами Педерсона — именно они познакомили его с той плеядой дизайнеров, с которые позже стали разрабатывать мебель для его фабрики.

С момента основании собственной компании PP Møbler в 1953 году карьера Педерсена стала неуклонно идти в гору. Фабрику Эйнар создавал вместе с братом Ларсом. «У меня самого денег не было, но я знал, что у моего брата припасено 7000 долларов на банковском счете. Он не слишком верил в успех этого предприятия, однако я его убедил — с этого все и началось», — пишет Педерсен в своих мемуарах. «Когда мы создали свою фабрику, невозможно передать то ощущение прекрасного предчувствия того, что должно случиться. Архитекторы и краснодеревщики объединили усилия, работали вместе, слушали друг друга», — вспоминает Педерсен. С конца 1950-х до начала 1960-х он наладил сотрудничество с Могенсом Кохом, Финном Юлем, Хансом Вегнером, Бенни Шлехтером, Йоргеном Хойем, Колдом Кристенсеном и Поулом Кьерхольмом. Позже к нему обращались Арне Якобсен и Вернер Пантон. То, что рисовали и о чем мечтали будущие классики, Педерсен делал функциональной реальностью.

Стол PK-54, созданный Поулом Кьерхольмом. Систему увеличения диаметра за счет деревянных деталей разрабатывал Эйнар Педерсен. Сейчас производится компанией Fritz Hansen

Вероятно, самым эмоциональным для Педерсена стало сотрудничество с Поулом Кьерхольмом, дизайнером, вдохновленным Баухаусом. «Это было время экспериментов: как в дизайне, там и в самом способе торговли мебелью. Мы боролись с истеблишментом, и хотели привнести в эту среду новое мышление, — говорит Педерсен, — И ни у кого не получалось это лучше, чем у Кьерхольма. Он восстал против датской традиции работы с деревом, предпочитая вместо этого экспериментировать с кожей, сталью и стеклом». Кьерхольм стал одним из близких друзей Педерсена. Их партнерство началось, когда они разработали детали для культового стола PK54 (сначала его производила компания E. Kold Christensen): по мысли Кьерхольма вокруг круглой мраморной или гранитной плиты весом 200 кг нужно было создать дополнительный диаметр из клена. Эти четыре съемные детали должны были бесшовно соединяться вокруг каменной столешницы. «Это, несомненно, был самый красивый обеденный стол в мире», — говорит Педерсен.

В мастерской Эйнара Педерсена на фабрике PP Møbler: заготовки для моделей по дизайну Ханса Вегнера

«Мое любимое дерево — светлый ясень, а также клен. Но, честно говоря, мне никогда не приходилось сталкиваться с деревом, которое мне не нравилось, особенно если его обработать минимально. Я никогда не лакирую мебель, которую произвожу. Древесина — почти как женщина, сохраняется лучше всего в натуральном виде. А если на ней избыток лака, она слишком быстро стареет, поэтому лучше всего поддерживать ее чистоту с помощью мыла и воды».

Склад заготовок на фабрике PP Møbler

Мастер часто говорил: «В моей его жизни было три великих любви. Первая — это ремесло. Вторая — Кирстен, покойная мать моих двоих детей, и третья — Ханна Кьерхольм, с которой я прожил 28 лет». Эйнар рассказывал о встрече с Ханной, бывшей женой Поула Кьерхольма: «Вместе с Поулом мы работали над концертным залом в Музее современного искусства в Луизиане. Позже эту работу называли символом датского дизайна. Однако наше партнерство было прервано: Кьерхольм заболел раком легких в 1980 году, ему было всего 51 год. В течение года мы работали над его идеями с его женой, Ханной. И оказалось, что наши мысли совершенно созвучны, и мы стали семьей. Тогда мы переехали в общий дом и провели 28 замечательных лет». Ханна умерла на 4 года раньше, чем сам Педерсен, и он каждый день вспоминал ее.

Эйнар Педерсен и Ханс Вегнер на фабрике PP Møbler

Знаковым для Педерсена стало и сотрудничество с Хансом Вегнером. «Когда в 1960-х годах он обратился в нашу мастерскую, Вегнер уже был звездой на мебельной сцене, и для нас это было настоящим вотумом доверия с его стороны. Вегнер предложил нашей компании права на производство двух своих стульев, и это ознаменовало следующую главу в развитии фабрики. За этим последовало множество новых моделей, и теперь PP Møbler производит большинство разработок великого дизайнера: от величественного Papa Bear до изысканного «круглого стула».

Эймар Педерсен и Ханс Вегнер

«Когда мы создали свою фабрику, невозможно передать то ощущение прекрасного предчувствия того, что должно случиться. Даже спустя много десятилетий наша мастерская PP Møbler в Аллероде, тихой промышленной зоне, стала чем-то вроде реликвии. Она одни из немногих сохранила свою деятельность. Три или четыре дня в неделю я прихожу сюда, одетый в джинсы, серый кашемировый джемпер и удобные туфли. Я прохожу через мастерскую, останавливаюсь у каждого рабочего места, чтобы проверить, какие стулья находятся в процессе и на каком они этапе». Педерсен, передавший управление своей фабрикой сыну Сёрену еще в 2000 году, приходил сюда очень часто. «Я не могу избавиться от это привычки даже через 60 лет».

Стул Trinidad по дизайну Нанны Дитцель, созданный в сотрудничестве с Эймаром Педерсеном. Производится компанией Fredericia

Эйнар Педерсен до конца своих дней был уверен в правильности работы на небольших производствах: «У архитекторов моего времени было больше возможностей для совершенствования, чем у них есть сегодня. Нынче вся архитектура в мире похожа друг на друга. А когда мы начинали, по всей стране было всего несколько небольших мастерских, куда можно было прийти — но в каждой можно было было добиться совершенного исполнения замысла. А куда идти теперь? Это больше похоже на бедствие».

Последние годы Педерсен жил в местечке Хёрсхольме на побережье Эресунн, примерно в 30 минутах езды к северу от Копенгагена. Он  скончался в марте 2020 года в возрасте 97 лет.

Эймар Педерсен каждый день приходил лично проверять процесс производства