Карло Моллино: дизайнер-сюрреалист и рекордсмен аукционов
Стиль великого итальянца — архитектора, дизайнера, фотографа и автогонщика — Карло Моллино (Carlo Mollino 6.05. 1905 — 27.08. 1973) окрестили «аэродинамическим сюрреализмом». Сегодня, правда, чаще используют эпитет «органический».
По теме: Джо Коломбо: добро пожаловать в будущее
Моллино называют европейским Оскаром Нимейером. Как и бразилец, он не любил прямые углы, его лейтмотив — линия, подобная изгибам женского тела. Женщины были невероятно важны в жизни Моллино, хотя он ни разу не был женат. Впрочем, были и другие источники вдохновения: траектория движения горнолыжников и аэропланов. Как говорят специалисты, во всех своих произведениях он пытался зафиксировать танец в пространстве.
Карло Моллино родился в 1905 году в Турине. Изучал архитектуру, преподавал в Туринском Политехе. За всю жизнь создал бесчисленное количество архитектурных проектов, но реализовал чуть более десятка. Первый — штаб-квартира туринского конноспортивного общества (1935–1939), последний — реконструкция оперного театра Regio (1967–1973). В остальном же — альпийские виллы и горнолыжные станции в окрестностях Турина. Самая известная, пожалуй, вилла К2 в Ломбардии.
Отец Моллино был известным туринским архитектором и оставил сыну достаточно средств. Материальная независимость повлияла на свободу в творчестве: в своих проектах Карло Моллино не шел на компромиссы и следовал лишь собственным фантазиям. Впрочем, гораздо более, чем архитектурные работы, сегодня известны предметы мебели дизайна Моллино. Как правило, они создавались для конкретных проектов и не запускались в серию.
На сегодняшний день сохранилось не так много оригиналов, неудивительно, что цены на них растут. В 2005 году выразительный стол из дуба и стекла для дома Оренго ушел на аукционе Christie's за 3,8 млн долл. — рекорд для мебели ХХ века.
Талант Моллино многогранен. Он был автором множества технических патентов, а также философских статей, театральных и кинорецензий. Издавал книги о кино, художественные романы.
Увлекался горными лыжами и написал учебник с анатомическими диаграммами движений, по которому туринские инструкторы до сих пор обучают новичков. Завороженный феноменом полета, он разрабатывал дизайн аэропланов, был летчиком-любителем. Увлекался и автогонками. В 1954 году Моллино сконструировал ярко-красный болид Bisiluro и принял на нем участие в 24-часовой гонке Le Mans. Но, к сожалению, сошел с дистанции.
В наши дни популяризацией дизайна Карло Моллино активно занимается итальянская мебельная компания Zanotta. В ассортименте кресло Gilda, письменный стол Cavour, обеденный Reale, кофейный столик Arabesco... Все предметы адаптированы к требованиям современности, выпускаются в передовых материалах. В 2016 году на Миланском мебельном салоне была представлена обновленная версия стола Reale.
В Турине на виа Напионе, в особняке XVIII века, располагается удивительный частный музей, посвященный Карло Моллино. Существует он стараниями одного человека. Фульвио Феррари — его создатель, куратор и хранитель. Бывший антикварный дилер, он называет себя изобретателем концепции современного антиквариата. В 1985 году Фульвио открыл для себя Моллино и вскоре организовал первую выставку мало известного тогда автора. Потом приобрел его апартаменты, где сохранилось многое из оригинальной обстановки.
«Моллино никогда не рассказывал о своем пристанище, не приглашал друзей и даже не ночевал здесь (у его обеспеченной семьи было три дома в Турине), — рассказывет Феррари. — Тем не менее этот дом идентифицирует его личность, как отпечатки пальцев. Что составляло материальный мир Моллино? Шкуры зебры и бархат, мерцающие зеркала, бесчисленные книги, японские раздвижные двери, дизайн Ле Корбюзье, сотни бабочек, оберегаемых стеклом. А также само здание дом с балконом, нависающим над рекой По, под которым бродят в воде грациозные цапли, а вдали открывается вид на пышные холмы».
После смерти Карло Моллино в 1973 году в доме на виа Напионе был найден настоящий клад: 1200 фотоизображений обнаженных светских дам, танцовщиц и проституток, сделанные хозяином на полароид в собственной архитектурной студии. Потрясающе стильные, шокирующе откровенные для своего времени, они вдохновили впоследствии Хельмута Ньютона и Юргена Теллера.
В 1985 году Фульвио Феррали опубликовал часть фото в одной из своих посвященных Моллино книг, что вызвало возмущение у бывших коллег Моллино по Туринскому политеху: архитектурный факультет находился под сильным католическим влиянием. Преподаватели замалчивали значение Моллино, называли его эксцентриком. Это привело к тому, что Моллино был забыт. Между тем Фульвио Феррари, который опубликовал о Моллино в общей сложности 12 книг, ответственно заявляет: «Он не был ни безумцем, ни чудаком, он был визионером, чьи произведения — рефлексия всего, во что он верил».