Карло Моллино: дизайнер-сюрреалист и рекордсмен аукционов

Стиль великого итальянца — архитектора, дизайнера, фотографа и автогонщика — Карло Моллино (Carlo Mollino 6.05. 1905 — 27.08. 1973) окрестили «аэродинамическим сюрреализмом». Сегодня, правда, чаще используют эпитет «органический».

По теме: Джо Коломбо: добро пожаловать в будущее

Моллино называют европейским Оскаром Нимейером. Как и бразилец, он не любил прямые углы, его лейтмотив — линия, подобная изгибам женского тела. Женщины были невероятно важны в жизни Моллино, хотя он ни разу не был женат. Впрочем, были и другие источники вдохновения: траектория движения горнолыжников и аэропланов. Как говорят специалисты, во всех своих произведениях он пытался зафиксировать танец в пространстве.

Вилла К2 в Ломбардии, 1953 — пожалуй, самая известная постройка архитектора К. Моллино.
Карло Моллино. Реконструкция оперного театра Regio (1967–1973). Турин.

Карло Моллино родился в 1905 году в Турине. Изучал архитектуру, преподавал в Туринском Политехе. За всю жизнь создал бесчисленное количество архитектурных проектов, но реализовал чуть более десятка. Первый — штаб-квартира туринского конноспортивного общества (1935–1939), последний — реконструкция оперного театра Regio (1967–1973). В остальном же — альпийские виллы и горнолыжные станции в окрестностях Турина. Самая известная, пожалуй, вилла К2 в Ломбардии.

Кресло Gaudì, 1949 — оммаж каталонскому архитектору. Экзотичекая форма отличается продуманной эргономикой.
Cтул и табурет Lutrario созданы Карло Моллино в 1959 году для Lutrario Hall в Турине.
Кресло Pluma, диз. К. Моллино для фабрики Canali, 1960.
Кресло и пуфик Mouse, диз. К. Моллино, 1973.
Кресло Ardea, диз. К. Моллино, c 1994 года выпускает компания Zanotta.

Отец Моллино был известным туринским архитектором и оставил сыну достаточно средств. Материальная независимость повлияла на свободу в творчестве: в своих проектах Карло Моллино не шел на компромиссы и следовал лишь собственным фантазиям. Впрочем, гораздо более, чем архитектурные работы, сегодня известны предметы мебели дизайна Моллино. Как правило, они создавались для конкретных проектов и не запускались в серию.

Письменный стол Cavour, Zanotta, диз. К. Моллино.
Кофейный столик Arabesco, диз. Карло Моллино, 1949 г. Сегодня выпускается фабрикой Zanotta.

На сегодняшний день сохранилось не так много оригиналов, неудивительно, что цены на них растут. В 2005 году выразительный стол из дуба и стекла для дома Оренго ушел на аукционе Christie's за 3,8 млн долл. — рекорд для мебели ХХ века. 

Карло Моллино. Стол, спроектированный для дома Оренго в Турине. Уникат. 1949. Продан за 3,8 млн. долл. Аукцион Сhristie's.

Талант Моллино многогранен. Он был автором множества технических патентов, а также философских статей, театральных и кинорецензий. Издавал книги о кино, художественные романы.

Диван чувственных форм создан для дома Девалле, в котором Моллино полностью оформил интерьер. В 1994 Galleria Colombari выпустила предмет лимитированной серией.

Увлекался горными лыжами и написал учебник с анатомическими диаграммами движений, по которому туринские инструкторы до сих пор обучают новичков. Завороженный феноменом полета, он разрабатывал дизайн аэропланов, был летчиком-любителем. Увлекался и автогонками. В 1954 году Моллино сконструировал ярко-красный болид Bisiluro и принял на нем участие в 24-часовой гонке Le Mans. Но, к сожалению, сошел с дистанции.

Спорткар Bisiluro, диз К. Моллино, 1954.
Карло Моллино. 1955.

В наши дни популяризацией дизайна Карло Моллино активно занимается итальянская мебельная компания Zanotta. В ассортименте кресло Gilda, письменный стол Cavour, обеденный Reale, кофейный столик Arabesco... Все предметы адаптированы к требованиям современности, выпускаются в передовых материалах.  В 2016 году на Миланском мебельном салоне была представлена обновленная версия стола Reale.

Кресло Gilda Карло Моллино спроектировал в 1954 году. Сегодня его выпускает компания Zanotta.
Стол Reale. Модель диз. К. Моллино 1946 года обновлена в 2016-м. Основание: дуб натуральный, дуб под венге или орех, дуб в черном или белом лаке. Столешница: стекло или мрамор с защитным покрытием.

В Турине на виа Напионе, в особняке XVIII века, располагается удивительный частный музей, посвященный Карло Моллино. Существует он стараниями одного человека. Фульвио Феррари — его создатель, куратор и хранитель. Бывший антикварный дилер, он  называет себя изобретателем концепции современного антиквариата. В 1985 году Фульвио открыл для себя Моллино и вскоре организовал первую выставку мало известного тогда автора. Потом приобрел его апартаменты, где сохранилось многое из оригинальной обстановки.

Архитектор Карло Моллино.

«Моллино никогда не рассказывал о своем пристанище, не приглашал друзей и даже не ночевал здесь (у его обеспеченной семьи было три дома в Турине), — рассказывет Феррари. — Тем не менее этот дом идентифицирует его личность, как отпечатки пальцев. Что составляло материальный мир Моллино? Шкуры зебры и бархат, мерцающие зеркала, бесчисленные книги, японские раздвижные двери, дизайн Ле Корбюзье, сотни бабочек, оберегаемых стеклом. А также само здание дом с балконом, нависающим над рекой По, под которым бродят в воде грациозные цапли, а вдали открывается вид на пышные холмы».

Интерьер музея-апартаментов Моллино в Турине.

После смерти Карло Моллино в 1973 году в доме на виа Напионе был найден настоящий клад: 1200 фотоизображений обнаженных светских дам, танцовщиц и проституток, сделанные хозяином на полароид в собственной архитектурной студии. Потрясающе стильные, шокирующе откровенные для своего времени, они вдохновили впоследствии Хельмута Ньютона и Юргена Теллера.

В 1985 году Фульвио Феррали опубликовал часть фото в одной из своих посвященных Моллино книг, что вызвало возмущение у бывших коллег Моллино по Туринскому политеху: архитектурный факультет находился под сильным католическим влиянием. Преподаватели замалчивали значение Моллино, называли его эксцентриком. Это привело к тому, что Моллино был забыт. Между тем Фульвио Феррари, который опубликовал о Моллино в общей сложности 12 книг, ответственно заявляет: «Он не был ни безумцем, ни чудаком, он был визионером, чьи произведения — рефлексия всего, во что он верил».