Glasstress: венецианское стекло и современное искусство

Постер, выпущенный к 10-летию проекта Glasstress

В 2019 году проект Glasstress — самый значительный проект в области арт-стекла — празднует 10-летний юбилей. К этому событию Fondazione Berengo подготовили ретроспективу лучших работ Glasstress. Среди участников проекта — Ай Вейвей, Жоана Васконселуш, Вик Мюнис, Жауме Пленса, Лор Пруво, Роберт Уилсон, Сара Зе, Тони Крэгг и другие звезды арт-сцены.

ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН встретился в муранских мастерских с владельцем стеклодувной фабрики Berengo и основателем Glasstress Адриано Беренго.  «Я создавал Berengo Studio в 1989 году с оглядкой на эксперименты Пегги Гуггенхайм в 60-х годах. Она тесно сотрудничала со знаменитой экспериментаторской арт-мастерской Эджидио Костантини, созданной в 50-е и ориентированной на сотрудничество с именитыми художниками. Пегги Гуггенхайм стала главным покупателем и промоутером работ этого арт-кластера, она устраивала их выставки и не дала мастерской разориться.

Адриано Беренго.

Тогда с мастерской Сonstantini работали Этторе Соттсасс, Пьер Карден, Риккардо Ликата, Тапио ВирккалаХанс Арп, Пикассо и Шагал тоже создавали эскизы для стеклянных скульптур. И тогда я решил, что нужно приглашать художников, совершенно не связанных со стеклом, чтобы дать им возможность ощутить магию работы в муранских стеклодувных цехах и уникальность самого материала — пластичного, тягучего, прозрачного.

Вик Мюнис, Mina (выполнен в традиционной венецианской технике с применением муррин), 2019
Вик Мюнис, Untiteled (мужской портрет выполнен в традиционной технике с применением муррин), 2019

Мне хотелось, чтобы проект Glasstress стал тем, что переопределит восприятие cтекла и его возможностей. Glasstress всегда был нацелен на создание диалога художников с производственной эрудицией и сноровкой мастеров. И могу сказать, что за годы существования мы радикально продвинулись вперед.

Скульптура Nuvola Лино Тальяпьетро — самого прославленного мастера-стеклодува Италии.

Теперь мы являемся самой модернизированной в Европе (если не в мире) лабораторией по отливке стекла. Различные институции, музеи и галереи современного искусства все чаще обращаются к коллекционированию работ из стекла — и мы оказались главным проводником в этом диалоге.

Инсталляция Carroña Хавьера Переса, созданная для Glasstress в 2011 году — знаковая работа для проекта и для самого Адриана Беренго.

 Для меня одна из самых знаковых работ за 10 лет проекта — это инсталляция Carroña («падаль», «мертвечина»), созданная Хавьером Пересом в 2011 году. Она обозначила совершенно новое отношение к арт-стеклу и была приобретена нью-йоркским музеем Corning. Это типичная муранская люстра в стиле «реццонико», буквально сброшенная с потолка и разбитая — на ней установлены чучела воронов, которые символически ее клюют. Когда мы впервые разбивали эту люстру (существует несколько экземпляров этой работы — одна в музее Berengo) и это увидел мастер, делавший ее, его чуть не хватил удар.  

Скульптура Silence Жауме Пленса, 2019.

Я уверен, что художники должны применять стекло таким образом, как оно само подразумевает быть использованным. Они должны принять и понять его природу. Почти все знаменитости, с которыми мы только начинаем работать, приходят с четкой концепцией, которую не намерены менять. Но когда они сталкиваются с реальным материалом, то понимают, что идею зачастую невозможно реализовать ее в первоначальном виде. Или стекло слишком хрупкое, или невозможно достигнуть такого размера, цвета или степени детализации. В этот момент появляется уважение к материалу. И начинается настоящая работа. 

Знаменитая люстра Ай Вейвея Lux-Lumen для Glasstress: этот объект — рефлексия художника на свой арест в связи с опубликованным твитом. Один из фрагментов люстры — птичка в виде символа твиттера.

К примеру, француженка Лор Пруво уже работала с нами несколько лет до своего нынешнего триумфа на Венецианской биеннале. Муранское стекло захватило ее настолько, что в этом году ее инсталляция в павильоне Франции почти наполовину состояла из объектов, сделанных в наших мастерских — и она оказалась  одной из лучших. 

Французская художница Лор Пруво в стеклодувных мастерских Berengo.
Лор Пруво, фрагмент экспозиции французского павильона на Венецианской биеннале современного искусства: объекты из стекла выполнены в мастерских Berengo.

 Большую часть работ мы делаем в наших муранских мастерских. Но проект расширяется, и мы уже арендовали большой цех на континенте, в районе порта Маргера. Там будет установлена новая печь стоимостью 300 тысяч евро, которая сможет вмещать в себя монументальные скульптуры и объекты размером до двух метров. Идею подал Ай Вейвей — он планирует совместно с нами создать собственное стеклянное изваяние, но на данный момент ни одна печь нашего производства не соответствует этой идее. Разумеется, другие художники тоже получат новые возможности с этим уникальным оборудованием, мы полны желания экспериментировать.   

Фрагмент скульптуры Ай Вейвея Study of Perspective in Glass, 2018

Мне бы хотелось верить, что мой личный страстный вклад и проект Glasstress окажется тем явлением, которое максимально интегрирует стекло в мир искусства, а искусство — в мир стекла.  Так мы спасем это уникальное ремесло муранских мастеров». 

Инсталляция Роуз Уили (Rose Wylie) Things that Fly and Beatles, 2019.
Скульптура Тони Крэгга, Glasstress 2019.
Дастин Йеллин, Exoplanets, 2017.
Объект Forward Looking Teapot by Grandma, Лор Пруво, 2017. Муранское стекло, коллаж, акрил.
Стеклянные "провода" в инсталляции Hard Connections Лор Пруво, Glasstress 2019

• Выставка Glasstress проходит до 24 ноября в Berengo Exhibition Space, Fondazione Berengo, Campiello Della Pescheria, Мурано

Люстра Rubra португальской художницы Хоаны Васконселуш -— одно из самых эффектных произведений Glasstress: муранское стекло сочетается с вязанными крючком деталями.