Марсель Вандерс: дизайн — это культура

Голландский дизайнер Марсель Вандерс опубликовал фильм-трибьют мастеру, где емко и эмоционально сформулировал суть революции, которую произвел в дизайне миланский архитектор Алессандро Мендини (16.08.1931 — 18.02.2019), его соратники и последователи. 

«Без вас, дорогой маэстро Мендини, дизайн так навсегда и остался бы на уровне понятий середины прошлого века. Когда я был студентом в 80-х, нас учили, что дизайн — это всегда стратегия, что это логический, дедуктивный процесс. Дизайн до недавнего времени следовал тем догмам, которые были утверждены его формальными изобретателями: упрощение и уменьшение. Нас учили, что мы должны беспрекословно подчиняться этим священным принципам, их нельзя было обсуждать, подвергать сомнению или интерпретации. Баухаус, объективизм, рационализм определяли каждый вздох профессионального дизайнера очень долгое время. 

Алессандро Мендини. Зеркало Kandissa, ок. 2000. 1700 долл. 1stdibs.com

И вдруг — из Италии — появилось совершенно новое понимание дизайна. Дизайн в этой интерпретации казался совершенно нелепым. Он приветствовал все странное, сумасшедшее, волшебное, чудесное. Он провозглашал готовность к новому. Оказалось, что дизайн можно создавать на совершенно иных основаниях, чем прежде. Я понял, что дизайн — это не стратегия и объективный расчет. Дизайн — это культура. Это все эмоциональное, индивидуальное и готовое к изменениям. Этому  преподаватели не учили.

Центральный холл музей Гронинген в Нидерландах по проекту Мендини.

В тот момент, когда увидел работы групп «Мемфис» и «Алхимия», почувствовал, как мой статичный мир оживает. Я был ошеломлен. Оказалось, что никакого постоянства не существует. Нет абсолютной правды, нет догмы, нет уверенности. Дизайн внезапно оказался субъективным, иррациональным свободным. Он оказался таким же живым, как сама культура. Оказывается, я самолично мог взять на себя ответственность за то, что делаю. Я мог действовать внутри тех правил, которые сам же и изобрету. Я мог все изменить, мой мир пришел в движение. Спасибо за движение, маэстро!»