Наото Фукасава: пять мыслей о размерах, будущем и наших желаниях

Японского дизайнера Наото Фукасаву называют одним из самых влиятельных дизайнеров планеты. Человек, перед которым преклоняется главный дизайнер Apple Джонатан Айв, и кто уверен в превосходстве «дружественного дизайна» над всем остальным, рассказал о текущих тенденциях в дизайне и о своей любви к наблюдению за людьми. 

Об эффекте «дежа вю» Когда меня просят спроектировать что-либо для компании, я всегда сначала уточняю — какой продукт в настоящий момент продается лучше всего. Потому что у любой фирмы всегда существует своего рода гармония между предметами, которые она выпускает, и людьми, которые ими пользуются.  Моя задача – усилить эти хорошие взаимоотношения.  Получается, что мой главный интерес как дизайнера — переосмыслить те вещи, которые существуют. Когда говорят «кажется, я это уже где-то видел, но могу вспомнить, где» — для меня это самый большой комплимент. Ведь я точно знаю, что такой вещи не существовало, однако она уже вызывает чувство, будто всегда здесь была. Поэтому я не слишком охотно соглашаюсь проектировать что-то совершенно новое, чего компания раньше никогда не выпускала. А вот улучшить существующее — это отличная задача.

Кресло Roundish c дополнительной мягкой обивкой, Maruni, 2019.

О размерах вещей Основная тенденция: вещи вокруг нас уменьшаются в масштабе. Новые материалы становятся все прочнее. Это означает, что мы будем наблюдать, как опоры столов и кроватей будут становиться все более эфемерными, а сами объекты будут становиться все изящней и тоньше. Это неизбежный процесс. Любопытно, но у нашего тела тоже есть свои ожидания — к примеру, когда мы подходим к чистому, пустому столу, нам автоматически хочется за ним работать, мы воспринимаем его как некое приглашение. А если он перегружен деталями, то мы скорее устроимся с лэптопом где-нибудь в кресле, чтобы ничто нам не мешало. Я стараюсь спрятать все технические детали (к примеру, розетки в больших офисных столах) на периферию, чтобы ничто не мешало глазу. Сейчас столько различных способов работы, отличных от традиционных, что дизайнеры должны учитывать их все.  Уже нельзя сказать, что для комфортной жизни человека необходимы какие-то конкретные предметы или сложные системы вещей. Для него, скорее, важнее пространство само по себе. Может быть это все больше становится похожим на отель. Важны чистые парящие поверхности, возможно даже без опор.

Скамейка Titikaka, B&B Italia.

О будущем Развитие дизайна и технологий идет в двух направлениях: первое — в сторону интеграции с архитектурой, второе — единение с человеческим телом. В первом вещи стараются быть максимально незаметными, они стремятся исчезнуть внутри архитектуры. Кондиционеры уже не будут огромной коробкой на стене, они будут невидимой частью самой стены. То есть сейчас развиваются системы, которые почти исключат появление громоздких технических предметов, обеспечивающих контроль над температурой, влажностью, чистотой и тд. С другой стороны, гаджеты тоже все плотнее сливаются с человеческим телом, телефоны и другие коммуникационные системы возможно уже скоро будут встроенными. Все это свидетельствует о том, что окружающая среда вскоре должна быть не такой насыщенной, она станет прозрачней, воздушней.  

О честности Заметно, как сейчас люди стремятся обладать «честными» вещами. Такими, которые не обманывают. Чья поверхность на самом деле является тем, чем выглядит. То есть крашеный под металл пластик уже не годится, это должен быть настоящий металл. Почему люди переплачиваются за компьютеры в металлическом корпусе — именно поэтому, поскольку это честный дизайн.

Еще один важный момент в дизайне: ведь должна быть дружественной к человеку, не должно быть страха ее использовать. Пусть она лучше вызовет улыбку, чем напряжение. Это совершенно необходимое условие к чему угодно, хоть к высокотехнологичной отрасли, хоть к повседневным предметам.

Часы Twelve для Issey Miyake, 2015.

Как угадать желания Моя задача как дизайнера состоит в том, чтобы помочь людям сосредоточиться на главном и быть предельно внимательными к человеческому в себе. Этого можно добиться только с помощью упрощения.  Сфокусироваться на том, чтобы человек чувствовал себя естественно, чтобы не задумывался слишком над окружающими его вещами — и вместе с тем четко понимал, что для него хорошо, а что плохо.

Мне очень нравится анализировать, каким образом размышляет человек, чего он хочет. Кем он хочет быть, что он хочет иметь.  В повседневной практике оказывается, что люди не до конца понимают, чего они хотят на самом деле. То есть дизайнер как бы должен показать вещь и спросить у человека — «тебе это нравится? — и получить ответ — «это совершенно то, о чем я мечтал, как вы узнали?»