Екатерина Елизарова: дизайнер и его бренд

Екатерина Елизарова: дизайнер и его бренд

Как выстраивать собственный бренд? Какой путь развития выбрать и как взаимодействовать с производителем? Рассказывает дизайнер Екатерина Елизарова в эксклюзивном интервью interior.ru.  

По теме: Екатерина Елизарова: российский дизайнер с мировым реноме

«Времена, когда потребителя можно было привлечь одними физическими параметрами — будь то необычная форма, дорогостоящие материалы, качество исполнения — уходят в прошлое. Сегодня, выбирая предметы для дома, покупатель стремится приобрести не просто вещь, а ощущение сопричастности к культуре высокого дизайна. И тут на первый план выходит творец, носитель этой культуры — дизайнер и его личный бренд. 

Глобальный тренд Всем наверняка знакомы такие имена, как Карим Рашид, Марсель Вандерс, Заха Хадид, Филипп Старк. Каждое событие, в котором они фигурируют, — сенсация. Профессионалы своего дела, дизайнеры-звезды ворвались в глобальную светскую тусовку, где традиционно доминируют звезды эстрады, фэшн-индустрии и спорта, завоевали себе место и сумели изменить сам облик «Олимпа». Личности их обрели статус культовых, а имена стали нарицательными — иными словами, превратились в бренд.

Смена ролей В определенный момент стало очевидно, что предметы, разработанные ведущими дизайнерами, пользуются большим успехом у потребителя и приносят фабрикам узнаваемость. Увидев перспективы, фабрики идут на изменения в производственном процессе, чтобы удовлетворять высоким требованиям дизайнеров-брендов. Таким образом дизайнеры стали поднимать планку всей индустрии.

Актуальный продукт Зачастую производитель — это традиции и философия, поддерживаемые на протяжении десятилетий, или даже столетий. Тогда как дизайнер — это визионер, носитель и основоположник трендов. Результатом взаимодействия этих двух непохожих сущностей — мануфактуры и дизайнера — становится продукт, который десятилетиями остается актуальным и востребованным.

«Дизайнер-бренд видит будущее и, руководствуясь этим видением, создает объекты, которые будут актуальны. Его чутье должно простираться не на день, не на неделю, не на месяц и даже не на год вперед.»

Создавая скетчи нужно понимать, что потребуется время на проработку модели, создание ее технической документации, прототипирование, утверждение и подготовку к производству. Три года, например, понадобилось братьям Буруллекам, чтобы запустить в серию стул Vegetal. При наличии отработанных технологий, проходит примерно год до появления предмета на выставках. Потом начинается другая магия, когда дизайнеры и архитекторы используют новый предмет в своих интерьерных проектах. За это время существующие тренды могут частично или полностью утратить свое влияние.

Итак, ключевая задача дизайнера «брендового уровня» — создавать предметы, которые будут востребованы на протяжении десятилетий. В качестве примеров можно привести работы архитекторов: Ле Корбюзье, Людвига Мис ван Дер Роэ, Чарльза и Рэй Имз, Ээро Аарнио, Акилле Кастильони. Их предметы до сих пор не утратили актуальность и остаются востребованными во всем мире.

Личность дизайнера Какими характеристиками должен обладать дизайнер, чтобы претендовать на статус бренда? Во-первых, абсолютный must — это профессионализм. Во-вторых, креативность. Умение создать уникальный объект, вторичные идеи не имеют шансов. В третьих, личные качества, харизма и способность донести свое видение. Хотя, к примеру, у Захи Хадид, по многочисленным свидетельствам ее коллег, характер был не сахар — но это с лихвой окупалось ее талантом и мастерством.

Статус брендa формируется годами, на протяжении которых дизайнер регулярно подтверждает квалификацию, опыт, навыки, креативность, уровень. В процессе появляется и особая ответственность — чем ты популярнее, тем внимательнее взгляды и выше ожидания. Оправдывать которые необходимо всегда, а время от времени — превосходить. Это постоянный челлендж, борьба, в которой главным твоим соперником являешься ты сам.

Банкетка «Манхэттен», Giulia Novars.

В определенный момент дизайнер-бренд превращается в лидера мнений, и это уже совершенно новый уровень ответственности. Чем дизайнер востребованнее, тем выше интерес к его публичным выступлениям и авторитетность мнения. На этом этапе ты начинаешь напрямую оказывать влияние на профессию дизайнера как таковую, и здесь у тебя нет права на ошибку. Своей работой сегодня, я стараюсь формировать достойный имидж Российского дизайна на западе, создаю коллекции наравне с топовыми игроками мировой индустрии, участвую в важном процессе формирования культуры дизайна в России.»

Екатерина Елизаровa — член международных организаций IAD, ICSID, IFI, ICOGRADA. Выпускница Уральской Архитектурно-Художественной Академии, а также британского университета Хаддерсфилд. В 2008 году основала собственную дизайн-студию. Лауреат престижных  профессиональных премий Red Dot, A’Design Award & Competition, Design and Design International Award, Favorite Design, Eurasian Prize и других. Ее предметы представляет американская галерея Todd Merrill Studio.