Афра и Тобиа Скарпа: полвека красоты

Тобиа Скарпа

Афра и Тобиа Скарпа — легендарный дуэт в истории итальянского дизайна. Их предметы легко узнаваемы: их отличают простота, элегантность, изысканная современная эстетика. Итальянские классики были идеальным примером мультидисциплинарности, востребованной сегодня. Они занимались архитектурой, реставрацией, монтажом, промышленным дизайном, графикой и преподавательской деятельностью.


По теме: Тобиа Скарпа: особняк в Барселоне

Тобиа Скарпа (Tobia Scarpa, р. 1935), сын знаменитого итальянского архитектора Карло Скарпа, родился в Венеции. Афра Бьянкин (Afra Bianchin, 1937-2011) родилась в местечке Монтебеллуна, в одной из самых известных семей этой области. Они познакомились в Университете IUAV в Венеции, где в 1957 году оба получили дипломы в области архитектуры.

Светильник Eitie, Cassina, 2023

Реклама стульев Carlotta Cassina 1960-х годов. ​​Исторический архив Cassina.

В 1959 году они спроектировали свой первый стул, это была модель Pigreco для Gavina: работа над стулом велась в рамках курса декоративного искусства, который вел Франко Альбини. В том же году дуэт открыл собственную студию в родном городе Афры — так началась эта  полувековая история дизайнерского сотрудничества. В 1960-х годах пара разработала диван Bastiano и кровать Vanessa для Gavina, кресло Soriana для Cassina. Среди самых известных проектов того времени — диван Coronado для B&B Italia (1966), признанный одной из самых успешных первых моделей из полиуретана. Другие заметные сотрудничества этого десятилетия включали проекты с Maxalto, Molteni, Meritalia (стул Libertà выставлен в Louvre), а также вещи для световой компании Fabbian.

Коллекция Soriana, Cassina. В 1969 году эта серия диванов и кресел получила премию Compasso d'Oro

В это же время они начали сотрудничество с Flos, присоединившись к компании с самого ее основания в 1962 году. Их объекты сразу получили международное признание в музеях по всему миру (особенно много их моделей попало в коллекцию MoMA). Афра и Тобиа Скарпа создали множество культовых светильников для Flos: Fantasma (1962), Biagio (1968), Pierrot (1990), Ariette (1973) и Papillona (1975). «В то время, когда мы работали для Flos, самым забавным было постоянно удивлять. Делать объекты, которые считались невозможными или некоммерческими, и которые в итоге оказались успешными».

Мраморный светильник Biagio, Flos, 1965

Знаменито сотрудничество Скарпа с Benetton Group: оно началось в Понцано (провинция Тревизо) в 1964 году, во время разработки здания их первой фабрики. Архитектурные стандарты этого строительства были такими высокими, что в течение десятилетия вся область прославилась именно благодаря архитектурным объектам Benetton Group: в них уделялось внимание сочетанию эстетики и функции. Работа с Benetton была фундаментальной для четы Скарпа, она продолжалась и в 1980-х годах, когда появились дополнительные помещения фабрики. В 1999 году значительной оказалась реставрация Villa Spineda в Венегаццу. Затем архитекторы проектировали различные торговые точки для этой группы по всему миру. 

Первая фабрика Benetton в Понцано

Проекты для Benetton до сих пор считаются одними из лучших примеров итальянской промышленной архитектуры — именно здесьТобиа Скарпа впервые применил вантовые конструкции, характерных для возведения мостов. Также пара проектировала шоу-румы для известных итальянских марок в Италии и за рубежом. Флагманский магазин Molteni в Париже, разработанный Скарпа в 1979 году, до сих пор вдохновляет архитекторов.

Вдумчивый архитектурный подход Скарпа использовали во всех сферах дизайна – даже при проектировании посуды. Так, несколько лет они потратили на исследования применения чистого серебра в посуде для готовки. Этот проект, начатый совместно с компанией San Lorenzo, стал коллекцией под названием PAN 999: в ней главной явилась запатентованная система создания посудыиз двух материалов: снаружи посуда стальная, а внутри покрыта слоем чистого серебра, оказывающего бактерицидное, противовоспалительное и фунгицидное действие.

Афра и Тобиа Скарпа

Тобиа и Афра были «неразлучниками» не только в работе, но и в жизни: они почти не расставались с момента своей встречи в конце 50-х годов, их отношения по свидетельствам друзей была невероятно сентиментальными и продуктивными одновременно. У них было трое детей: двое сыновей, Себастьяно и Николо, и дочь Карлотта. В 90-е годы их карьера была на самом пике — в 1992 году Афра и Тобиа Скарпа были награждены на Международном форуме дизайна, они уже были обладателями других многочисленных наград, их работы были включены в коллекции MoMA, поселились от Парижа до Копенгагена. Однако в этот успешный в плане работы период семье пришлось пережить трагедию: оба сына погибли в автокатастрофах.

Тобиа Скарпа руководил одним из этапов реконструкции знаменитой Галереи Академия в Венеции, завершенном в 2005 году. Первый этап проводился под руководством его отца, Карло Скарпа, в 1940-х годах. Работы, позволивщие открыть новое крыло музея на первом этаже, длились около 15 лет. Функциональные преобразования потребовали установки новых технологических систем и постройку лестницы. Выставочная площадь увеличилась вдвое, с 6 000 до 12 000 кв.м. Но главным своим достижением Тобиа Скарпа считает качество света, которого удалось достичь в новых пространствах Галереи. Оконные рамы стали соответствовать точным эстетическим и технологическим критериям: минимальное визуальное воздействие, высокие тепловые и акустические характеристики, и соответствующее эстетическое включение в архитектурный контекст музейного комплекса. В 2008 году Тобиа Скарпа получил второй Compasso d 'Oro за достижения в профессии (первый Compasso d 'Oro был вручен им обоим в 1969 году).

Диван Coronado, B&B Italia, 1966

В начале 2020 года в рамках болонского проекта ART CITY Segnala, в котором участвовала недавно возрожденная компания Paradisoterrestre (ее основателем был легендарный Дино Гавина), прошла ретроспектива Тобиа Скарпа. Были представлены три объекта знаменитого дизайнера в форме многогранников, созданных из мрамора, латуни и железа: они интерпретируют работу Альбрехта Дюрера Melencolia I.

Стол Polygonon, B&B Italia, 1984

Обеденный стол и стулья, Stildomus, 1960-е годы

Низкий столик Altona, Maxalto, 1970-е годы

Офис фабрики Benetton: дизайн четы Скарпа до сих пор считается одним из лучших образцов итальянской промышленной архитектуры 

Рабочая лампа Pierrot, Flos, 1990

Стул Africa, Maxalto, 1975

Диван Artona, Maxalto

Тобиа Скарпа, вазы Occhi, Venini, 1960-е 

Стул model 925, Cassina, 1966. Находится в постоянной коллекции MoMA

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит