Domaine du Muy: дом-галерея по проекту Индии Мадави

Франсиско Собрино. Transformation Instable, 1963-1971. Cталь, зеркальная полировка. Автор, известный работами из плексигласа, в 1963 году попробовал в качестве материала полированную сталь. Отражающие поверхности позволяют вписать скульптуру в окружающую среду.

Арт-дилеры Жан-Габриэль и Эдуар Миттеран решили расширить границы галереи: создали в своем прованском поместье парк скульптур. Архитектор Индиа Мадави оформила интерьеры. Над ландшафтом Domaine de Muy работал дизайнер Луи Бенеш. В результате в течение нескольких лет сложился проект, который стал точкой притяжения и для туристов, ищущих визуальный опыт, и для коллекционеров.

Поместье Миттеранов Domaine de Muy находится на окраине городка Ле Мюи. На площади 10 гектаров, среди пробковых дубов, средиземноморских пиний и земляничных деревьев рассредоточены более 40 крупных скульптур. Сол ЛеВитт, Дональд Джадд, Кит Харинг, Карлос Крус-Диес — эти имена многое говорят ценителям современного искусства.

Реконструированный дом выглядит скромно, растворяясь в пейзаже.
Диван Jetlag Индии Мадави, настенная скульптура из серии Abu Dhabi Palm Tree, автор — Гэри Вебб. Кофейный столик — работа французского художника греческого происхождения по имени Такис. Cправа скульптура Femme Assise Nana, автор — Ники де Сен-Фаль.

Каждую из работ можно приобрести, но если такой возможности нет — то просто насладиться искусством. По парку устраивают экскурсии, проложены маршруты, которые позволяют рассмотреть все экспонаты. Хозяева трактуют парк как продолжение своей галереи, но с самостоятельной программой и особой подачей: наблюдать скульптуры в природном контексте совсем не то, что в четырех стенах.

Клод Лаланн, Pomme de New York. 2015.
Ванг Ду. China Daily. Top 10 Profiles of the Urban Male. 2007. Белая бронза.
Клаудиа Комте. 128 Squares and their Demonstrations. 2015. Cтена из шлакоблоков, краска. Комте — мультидисциплинарный художник, работает в жанре инсталляции, скульптуры, живописи, графики, пирографии, фотографии. Работа создана специально для Domaine du Muy.
Клаудиа Комте. 128 Squares and their Demonstrations. 2015. Cтена из шлакоблоков, краска. Комте — мультидисциплинарный художник, работает в жанре инсталляции, скульптуры, живописи, графики, пирографии, фотографии. Работа создана специально для Domaine du Muy.

Ле Мюи расположен к северу от Сен-Тропе, ровно посередине между Марселем и Монте-Карло. Этот отрезок Лазурного берега купается в деньгах и в искусстве. На вершине холма живет  арт-дилер Энрико Наварро, который сделал  репутацию, работая с семьей Шагала, чуть подальше обосновался Патрик Сеген, специалист по дизайну ХХ века, раскрутивший  имя Жана Пруве. На другом конце Ле Мюи — фонд Бернара Вене, где на зеленых холмах знаменитый концептуалист выставляет свои стальные завитки. Неподалеку, в Лаванду, отдыхает художница Трейси Эмин, семейство Бэкхемов — в Бергамоне.

Арт — семейный бизнес Миттеранов, по крайней мере, этой ветви cемьи. В 1988 году маркетинг-менеджер компании L'Oreal Жан-Габриэль Миттеран открыл галерею в 7 округе Парижа. Он скромно назвал ее JGM Gallery — его дядя Франсуа был тогда президентом Франции, и это было не лучшее время для капитализации фамилии Миттеран. Невероятно, но известный галерист, друживший с Ники де Сен-Фаль и Франсуа-Ксавье Лаланном, в карьере которых он сыграл не последню роль, свое полное имя начал использовать сравнительно недавно — когда переехал в новое галерейное пространство в квартале Маре.

Столовая. Cтол Sunshine, стулья Afro, диз. Индиа Мадави. На стене два рисунка Кати Шенькер (уголь, бумага).
 Вокруг стола плетеные стулья художника Франца Веста. На стене работа Анны и Патрика Пуарье. Подвесной светильник Satellite Матье Матего, дизайн 1953 года.
На полу цементная плитка бренда Bisazza дизайна Индии Мадави.

В 1999 году к бизнесу присоединился сын Эдуар, открыв галерею в Женеве. Дебютом стала выставка Жан-Мишеля Баскиа. «Я взял работы на консигнацию у дилера  Энрико Наварра. Они стоили по 200-300 тысяч долларов, и мы все очень нервничали», — вспоминает Эдуар. Сегодня он исполняет обязанности арт-директора Domaine du Muy.

Cтоловая. Стол и стулья, диз. Индия Мадави. На стене две работы Кати Шенькер (бумага, уголь).
Cалон. Кресла, диван, столики и светильники — все дизайн Индии Мадави. Бронзовая скамья Клод Лаланн. На стене пастель художницы Рашель Фейнштейн. На потолке скульптура из алюминия и плексигласа. Автор — Лиам Гиллик, скульптор-концептуалист, номинант премии Тернера 2002.
Cалон. Кресла, диван, столики и светильники — все дизайн Индии Мадави.
Cалон. Кресла, диван, столики и светильники — все дизайн Индии Мадави.
Терраса обставлены яркой мебелью дизайна Индии Мадави.

Дом Миттеранов — дело рук архитектора Индии Мадави. Изначально это было здание в стиле «фейковый Прованс»: выкрашенное в оранжевый цвет, оно оттягивало на себя все внимание.  «Я первая признаю, что из этого никогда бы не получилось большой архитектуры, — говорит Индиа Мадави. — Моей задачей было сделать максимум возможного».

Сносить дом не хотелось, чтобы не ввязываться в бюрократическую волокиту.  «Мы сбросили его с пьедестала: покрасили фасады серебряной краской — и он растворился, исчез. На стенах играют солнечные блики, в них отражается небо», — рассказывает Индия Мадави. Важно и то, что здание воспринимается как часть экспозиции: многие скульптуры выполнены из металла. Впрочем, архитектор оставила крышу из терракоторый черепицы —  как дань традициям Прованса.

Экспозиция продолжается в интерьерах.

Серебряная краска — простая и гениальная идея, но этим участие Мадави не исчерпывается. В интерьере она отделала пол цементной плиткой своего дизайна. Яркая графичная подложка структурирует пространство, которое заполнено мебелью из коллекции хозяев и предметами авторства самой Индии: диваны, кресла, светильники, даже пепельницы и подушки — диапазон Мадави-дизайнера весьма широк.

Снаружи дом покрасили серебристой краской, и он растворился в природном окружении. На одной из террас установили металлическую мебель 1950-х.
Терраса. Слева скульптура из бронзы и полимера Франсуа-Ксавье Лаланна. Мебель дизайна Индии Мадави.
Терраса. Кресла дизайна Индии Мадави, столик из алюминия художника Петера Коглера. Марокканский ковер.

По сравнению с роскошными соседями это поместье выглядит скромно. Зато имеет успех у коллекционеров. Зеленый камень в акриловой краске Дэна Колена не так давно продали арт-лаверу, жувущему по соседству: он хотел что-то яркое и веселое, в духе Юга Франции. Пара работ Джанни Мотти пришлись по вкусу владельцу пятизвездочного гольф-клуба неподалеку. Работы периодически обновляются. Эдуар считает, что собранию не хватает Александра Колдера и Энтони Гормли — возможно, в парке скоро появятся новые имена.

Спальня. Кровать дизайна Патрисии Уркиолы, B&B Italia. На стене фото Анны и Патрика Пуарье. Кресло дизайна Пьера Жаннере. Подушки в текстиле дизайна Индии Мадави.
Спальня. На стене фото Анны и Патрика Пуарье. Кровать дизайна Патрисии Уркиолы, B&B Italia. Cправа кресло дизайна Пьера Жаннере. Подушки в текстиле дизайна Индии Мадави.
Cалон. Кресла, диван, столики и светильники — все дизайн Индии Мадави. Бронзовая скамья Клод Лаланн. На стене пастель художницы Рашель Фейнштейн.
Фрагмент столовой. Стол, стулья — все дизайн Индии Мадави.
Кухня. На полу плитка цементная плитка Bisazza дизайна Индии Мадави, на стенах аутентичная марокканская плитка.